?
"Шкала мировоззрения": возможности и ограничения
В статье анализируется методика определения мировоззрения индивидов: ее теоретические основания, восходящие к работам М. Дуглас (где выделяются четыре типа культур – индивидуалистическая, иерархическая, эгалитаристическая и фаталистическая), а также ее эмпирическая реализация, предложенная С. Риппл. С использованием данных онлайн-опроса проверяется ретестовая надежность этой методики и надежность-согласованность. Оценка конструктной валидности этой методики осуществляется на основе эмпирического исследования, изучающего ценность человеческой жизни. Показано, что наличие у респондента того или иного мировоззрения, операционализируемого с помощью набора нормативных суждений на различные темы (о работе, семье, ценностях и др.), слабо влияет на то, какую ценность приписывает респондент человеческой жизни. Обнаруженные единичные случаи влияния мировоззрения на суждения (при определенных обстоятельствах иерархисты оценивают человеческую жизнь выше, чем индивидуалисты, а эгалитаристы характеризуются наибольшей склонностью спасать людей, жизнь которых находится под угрозой) позволяют говорить о невысокой конструктной валидности этой методики.