?
Психология отношений в постнеклассической парадигме. Сборник статей
Велико-Тырново :
Изд-во ун-та "Св. Кирилла и Св. Мефодия", 2014.
Научный редактор: П. А. Легкоступ, Д. Н. Долганов, Л. И. Законнова, Д. Х. Тасевска, Р. Й. Кузманова-Карталова
Ответственный редактор: М. С. Яницкий
В сборнике содержатся статьи участников I Международной научно-практической конференции "Психология отношений в постнеклассической парадигме", которая состоялась 1-15 декабря 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н., В кн. : Психология отношений в постнеклассической парадигме. Сборник статей. : Велико-Тырново : Изд-во ун-та "Св. Кирилла и Св. Мефодия", 2014. С. 45-54.
Статья посвящена разработке принципа оппозиций в типизации отношений личности. Предлагается один из вариантов типизации жизненных отношений индивидуальной личности. Рассматриваемая модель типизации построена по принципу оппозиций. В тексте представлен анализ индвидуального случая на материалах книги К.Г. Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления". ...
Добавлено: 2 октября 2014 г.
Ключевые слова: психологияпедагогикаvaluesmeaningpersonalitypersonality (человек, личность)relationshipspedagogyпсихология личностиpsychologyотношенияценностно-смысловая сферасоциальная психология личностиpersonality sciencesfundamental categoriessocial and personality sciencepatology of relationshipsфундаментальные категориипатологии отношений
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2016 № 4 С. 741-762
Исследования, посвященные отношениям личности, отличаются большим многообразием затронутых проблем, методологических и теоретических подходов, эмпирических результатов и значительными различиями в практической ценности открытых идей и разработанных методов. Среди этих исследований обнаруживается существенный пробел в плане построения строгих и целостных психологических моделей отношений, а также в плане структурного моделирования способов их изучения и интерпретации. Кроме того, в ...
Добавлено: 5 сентября 2016 г.
СПб. : Научный журнал ''Globus'', 2018
В сборнике собраны статьи по актуальным вопросам психологии и педагогики ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
М. : Спецкнига, 2012
Сборник докладов четвертой Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания» содержит научные статьи педагогов, психологов системы образования, студентов, аспирантов, соискателей, докторантов, научных сотрудников российских вузов, стран ближнего и дальнего зарубежья, отражающие изменения, происходящие в структуре психологического и педагогического знания. Сборник является специализированным изданием, содержащим статьи, посвященные теоретическим и прикладным вопросам педагогики, образования, ...
Добавлено: 5 февраля 2013 г.
В XXI веке представители самых разных наук об эволюции человека, природы и общества все более убеждаются в том, что древнее предостережение о рисках и опасностях жизни в эпоху перемен становится сбывшимся пророчеством. Транс- формация эпохи перемен в повседневную реальность нашего текучего времени по- служила толчком для разработки таких зарождающихся в пограничных областях психологии направлений исследования ...
Добавлено: 19 февраля 2021 г.
В статье анализируются историко-научные, теоретические и эмпирические аспекты психолого-акмеологического изучения рефлексивности целеполагания и самоопределения личности студентов – будущих профессионалов. Обосновывается положение о рефлексивном смыслообразовании как системообразующем факторе самоопредления личности в контексте социальной самореализации. ...
Добавлено: 31 декабря 2012 г.
Зинченко В. П., Человек 2011 № 4 С. 5-20
Анализируются многозначные термины субъект, индивид, личность и образуемые из них синкреты, например, субъектность личности и т.п. Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Утверждается, что главным предметом психологического исследования является индивидуальность. В онтологическом плане от нее возможны два пути: вниз - к субъекту, - функции или к коллекции ...
Добавлено: 15 декабря 2012 г.
Семенов И. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Добавлено: 26 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Павлов И. И., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических ...
Добавлено: 12 сентября 2017 г.
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 230-241
В статье обосновывается влияние противоречий на различные сферы жизни личности: реализацию ее жизненных отношений, мыслительную жизнь, самопознание и событийное наполнение жизни. Делается заключение, что в динамике жизни противоречия определяют изменение личностных значимостей, развитие знания о значимых объектах, формирование новых Я-позиций по отношению к жизни, поиск и расширение жизненных границ. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
М. : Аналитика Родис, 2011
Международная коллективная монография посвящена актуальным проблемам инновационного поликультурного образования и его рефлексивно-психологического обеспечения на основе методологии проектно-исследовательского подхода к изучению и развитию возрастных особенностей мышления, рефлексии и личности учащихся. На базе взаимодействия новых областей человекознания (рефлексивно-гуманитарной психологии, рефлексивно-интегративной акмеологии, рефлексивно-деятельностной педагогики) в разделах книги анализируются социокультурные, историко-научные, теоретико-методологические, концептуально-методические, учебно-воспитательные, ресурсно-управленческие, организационно-практические аспекты развития инновационного ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Уколова Е. М., Шумский В. Б., М. : Логос, 2016
В панораме зарубежной психологической мысли Виктору Франклу (1905-1997) принадлежит особое место. Философ, психолог, врач, психотерапевт, создатель оригинального учения о смысле, он оказал серьезное гуманистическое влияние на философско-психологическую мысль.
В монографии показан вклад В. Франкла в развитие идеи личности как духовного деятельного начала человеческого бытия. Раскрывается философский и историко-культурный контекст зарождения и развития идеи личности в учении ...
Добавлено: 15 февраля 2017 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Новосибирск : Международная школа психологии и педагогики, 2014
Материалы конференции содержат работы по актуальным вопросам педагогики и психологии ...
Добавлено: 26 февраля 2015 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 Т. 74 № 2 С. 71-85
«Достижение себя» не является предметом систематического изучения в отечественной психологии личности. Цель данной статьи – обосновать значение его исследования в актуальном социокультурном и научно-гуманитарном контексте. «Достижение себя» понимается в данной работе как целостная, рефлексивно опосредованная реализация возможностей Я в ведущих жизненных отношениях личности. Областью исследования выступает «новая персонология», методом - персонологическая герменевтика. Предлагается рефлексивная модель ...
Добавлено: 14 сентября 2013 г.
Уколова Е. М., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2011 № 16 С. 117-119
В ситуации сомнений при принятия решения может иметь место полифония внутренних голосов, каждый из которых мотивирует человека к совершению конкретного выбора и, зачастую, даже обосновывает предлагаемый вариант. На основании представлений В. Франкла о совести предлагаются два методических шага, помогающих найти аутентичную позицию. В качестве первого предлагается вербализация внутренних голосов с особенным вниманием к нюансам их ...
Добавлено: 10 декабря 2012 г.
СПб. : Научный журнал ''Globus'', 2018
Сборник включает статьи по актуальным проблемам гуманитарных наук ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2011 Т. 8 № 1 С. 62-77
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, возникающих в результате интенсивного развития наук на стыке психологии и физиологии: психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии и др. В историческом контексте обсуждаются условия, определившие взаимодействие психологии и физиологии, противоречия методологического и концептуального характера, возникающие в области пересечения двух областей знания, а также границы и перспективы взаимного проникновения наук. Подробно ...
Добавлено: 22 декабря 2012 г.
Клюева Н. Ю., Сибирский психологический журнал 2011 № 41 С. 15
В статье приводятся результаты исследования различных сфер личности в ситуации бездомности: ценностные ориентации, жизненные отношения, деятельность, среда бездомности. Результаты свидетельствуют о наличии ряда характеристик, присущих в той или иной степени всем бездомным людям. Полученные данные могут быть использованы для построения эффективной программы психологической ресоциализации бездомных людей. Ключевые слова: бездомные; бездомность; отношения; ценностные ориентации; личностные качества. ...
Добавлено: 13 сентября 2012 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
Порус В. Н., Культурно-историческая психология 2012 № 2 С. 104-112
Духовность - один из важнейших терминов культурно-исторической психологии, однако имеются значительные разногласия относительно его определения. В статье показано, что существующие подходы часто имплицитно репродуцируют понимание духовности, заимствованное у религии (в особенности, христианской). В этом понимании духовность есть атрибут человеческой сущности, нечто возвышенное и положительное, указывающее на бесконечную перспективу приближения к Абсолюту. Однако когда этому термину ...
Добавлено: 2 декабря 2012 г.
Хархурин А. В., Creativity: Theories‐Research‐Applications (De Gruyter, Германия) 2016 Vol. 3 No. 1 P. 57-81
Добавлено: 23 июля 2019 г.
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б., Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика 2010 Т. 3 № 4 С. 11-20
В статье показано, что одним из важнейших ресурсов формирования гражданственности является гражданская идентичность - элемент самосознания личности. Проводится анализ динамики выраженности гражданского «Я» под влиянием социально-экономических условий. Рассматриваются результаты сравнительного субъективных смыслов, вкладываемых в понятие «гражданская идентичность» представителями различных стран. ...
Добавлено: 7 ноября 2012 г.
Леля А. А., Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.