?
Культурно-историческая психология
С. 14-20.
Язык:
русский
Ключевые слова: культурно-историческая психология
В книге
Т. 4: Развитие Московской психологической школы в Московском городском психолого-педагогическом университете. , М. : МГППИ, 2007
Рубцов В. В., Коул М., Верч Д. и др., Культурно-историческая психология 2018 Т. 14 № 4 С. 41-51
25 мая 2018 г. в МГППУ состоялось заседание методологического семинара «Творческий потенциал культуры и человеческое развитие» (руководители В.В. Рубцов и Б.Д. Эльконин), приуроченный к 80-летию выдающегося американского психолога проф. Майкла Коула, продолжателя традиций культурно-исторического и деятельностного подходов в психологии, ученика А.Р. Лурии. Майкл Коул сделал и продолжает делать очень многое для интернационализации и развития этих ...
Добавлено: 28 января 2019 г.
М. : ООО "АЛВИАН", 2007
Добавлено: 8 февраля 2014 г.
Тульчинский Г. Л., Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований 2012 № 5 С. 4-25
Причины массового энтузиазма первых советских лет связаны с открывшимися возможностями нового репертуара социальных ролей и социальных лифтов в условиях формирования индустриального массового общества. Специфику этому процессу придала задержка российского общества с освоением ролевых форм идентификации, неразвитость института собственности и ответственности. Политическое дионисийство оказалось более востребованным чем аполлононизм. ...
Добавлено: 23 января 2013 г.
Колпачников В. В., Крючков К. С., Approche Centrée sur la Personne. Pratique et recherche/Швейцария-Франция-Бельгия 2020 No. 30 P. 47-61
Человекоцентрированный подход(ЧЦП) предлагает хорошо разработанную теорию развития человека, которая служит основой для современной психотерапевтической, образовательной и организационной практики, а также для научных исследований. Однако эта теория не учитывает в полной мере ту роль, которую играет культурная среда и культурные нормы в развитии человека. Для расширения этой перспективы авторы предлагают включить культурно-исторический подход, разработанный Львом Семеновичем ...
Добавлено: 16 марта 2021 г.
Завершнева Е. Ю., ван дер Веер Р., Вопросы психологии 2019 № 3 С. 130-144
На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных записей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и
внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педология школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и
судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом
конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); ...
Добавлено: 23 сентября 2019 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2010 № 2 С. 2-13
В статье рассматриваются условия или предпосылки овладения языком и культурой. Вслед за Г. Г. Шпетом, А. А. Ухтомским, М. Хайдеггером, Н. А. Бернштейном и В. В. Бибихиным, автор называет их доопытным началом. Такое «начало» рассматривается как непосредственная интеллигибельная интуиция, душевный интеграл, недифференцированное единство: понимаю, мыслю, могу. Непосредственность начала не означает его примитивности. Путь развития неопосредованного ...
Добавлено: 19 октября 2012 г.
Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2018
Данное издание является уникальным собранием статей зарубежных и российских исследователей, посвящѐнных разработке различных аспектов проблемы влияния цифровых технологий на психическое, физическое, духовное развитие современного человека и общества в целом. Наряду с теоретическими работами в сборнике представлены результаты эмпирических исследований. Книга вышла в свет в день открытия в России (Коломна, ГСГУ) Международной конференции «Цифровое общество как ...
Добавлено: 2 ноября 2018 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.
В истории человечества никогда не было простых времен, а в человеческой жизни не бывает прямых путей. Судьба че ловека определяется не вероятностями, а превратностями, которых в жизни Льва Семеновича Выготского было достаточно. Ключевые слова развивавшейся им новой психологии — культура, история, переживания, как источник сознания и смысла. Его творчество до сих пор анализируется и дискутируется многими ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Фаликман М. В., Asmolov A., Revue internationale du CRIRES, Canada 2017 Vol. 4 No. 1 P. 54-62
The problem of consciousness is one of the core problems in the contemporary cogni- tive science. Driven by the neuroimaging boom, most researchers look for the neural correlates or signatures of consciousness and awareness in the human brain. However, we believe that the explanatory potential of the cultural-historical activity approach to this problem is far ...
Добавлено: 2 ноября 2017 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2017 № 3 С. 102-118
Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсуждение теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотрудников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. ...
Добавлено: 23 сентября 2019 г.
Крючков К. С., Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика 2019 Т. 9 № 4 С. 179-194
В настоящей статье автор выстраивает теоретическое соотношение между типологией жизненных миров Ф.Е. Василюка и периодами возрастно-психологического развития личности. Предметом работы являются особенности развития с точки зрения психологии переживания и типологии жизненных миров. Задачами настоящей статьи являются: во-первых, соотнесение типологии жизненных миров с определенными этапами развития личности, соотнесение конкретных периодов и конкретных миров; вовторых, описание особенностей ...
Добавлено: 27 февраля 2020 г.
Порус В. Н., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 43-59.
В статье рассматривается, работает ли аналогия между социальной эпистемологией и культурно-исторической психологией, и приходит к выводу, культурно-историческая психология — это действительно встреча философии культуры (вместе с историей культуры и культурологией) с психологией на Мосту Интерпретаций. ...
Добавлено: 1 августа 2013 г.
Подготовка педагога к деятельностной практике образования на основе принципа «Учимся делать, делая»
Обухов А. С., В кн. : Подготовка педагога к деятельностной практике обучения: готовить и переподготавливать. : М. : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 4-16.
Ключевая составляющая в модернизации образования – профессиональная позиция педагога. Если мы хотим создать практику образования на основе идей культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в логике системно-деятельностного подхода, как этого требует ФГОС. То, естественно, и педагога следует готовить в той же логике и с помощью тех же методов. В статье показано, как базовые идеи Л.С. Выготского могут ...
Добавлено: 1 марта 2019 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2015 № 4 С. 119-135
Представления Л.С. Выготского о смысловом поле рассматриваются в контексте его полемики с В. Келером, К. Коффкой и К. Левином. Понятие смыслового поля как семантического плана обобщения обсуждается на материале исследований, проведенных научной группой Л.С. Выготского в 1932–1935 гг., данное понятие сопоставляется с другими категориями культурно-исторической психологии (мера общности понятий, предметная отнесенность, смысл). Схематически описан генезис ...
Добавлено: 4 октября 2019 г.
Зинченко В. П., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г., Дом Бурганова. Пространство культуры 2010 № 1 С. 9-33
В статье рассматриваются взгляды Г. Г. Шпета, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина и др. Каждый из них по-своему расценивал влияние искусства на когнитивную, аффективную и личностную сферу человека, в частности, предлагал свои интерпретации катарсиса. Авторы сосредоточились на анализе внешней и внутренней форм произведения искусства и предположили, что наиболее глубокое влияние на человека оказывает проникновение во внутреннюю ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Белорусец А. С., В кн. : Социальная семиотика: точки роста. : Скифия-принт, 2020. С. 26-29.
Будучи ключевой для культурно-исторической психологии и близкой семиотике, категория знаково-символического опосредствования всегда привлекала психологов, однако в конце концов непременно ускользала от исследователей-психологов. В представленном обзоре прослеживается линия развития исследований
этого конструкта и связанной с ним феноменологии в истории отечественной психологии, начиная с работ
Л. С. Выготского и заканчивая современными исследованиями. ...
Добавлено: 30 августа 2021 г.
Зинченко В. П., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.
Александр Романович Лурия (16 июля 1902 года, Казань — 14 августа 1977 года, Москва) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических ...
Добавлено: 3 августа 2013 г.
Двойнин А. М., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2022 № 104 С. 123-143
В статье осуществляется авторская попытка приложить идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского к анализу природы религиозного сознания. Культурно-историческая психология предлагается в качестве адекватной альтернативы таким направлениям как когнитивное религиоведение и эволюционная психология религии, поскольку не игнорирует и не редуцирует социальные и культурные детерминанты развития психики, сохраняя при этом естественнонаучный взгляд на явления. Основываясь на идеях Л.С. ...
Добавлено: 19 октября 2022 г.
Белорусец А. С., В кн. : ПСИХОЛОГІЯ ЛЮДИНИ: Л.С. Виготський та сучасна наука. Issue 2-3.: Ніжинський державний університет імені Миколи Гоголя, 2020. С. 209-217.
На примере анализа параграфа "структура и динамика возраста" из
работы "Проблема возраста", описывающего модель цикла развития,
рассматривается диалектический характер творчества Л.С. Выготского.
Данная модель сопоставляется с другими близкими моделями, в
которых диалектическое единство структуры и динамики теряется или
наоборот сохраняется. Делается предположение о том, что в
современной рецепции динамический компонент модели сохраняется
значительно хуже, чем структурный, и поэтому именно динамический
компонент требует специального ...
Добавлено: 30 августа 2021 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2014 № 11 С. 52-62
В статье рассматриваются актуальные методологические проблемы современной психологии, как они ставятся и решаются в рамках культурно-исторической психологии. Показана органическая связь этой ветви психологической науки с антропоцентрической
философией культуры. Делается вывод о том, что перспективы творческих контактов психологов и философов культурно-исторической ориентации связаны с противостоянием
культурному кризису. ...
Добавлено: 6 марта 2016 г.
Фаликман М. В., , in : Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. : Cambridge : Cambridge University Press, 2014.
В главе обсуждается конвергенция в развитии когнитивной науки (появление таких новых исследовательских областей, как воплощенное познание, контекстно-обусловленное познание, эмоциональное познание, распределенное познание и новые исследования в области когнитивного развития) и фундаментальных принципов культурно-исторической психологии. ...
Добавлено: 19 октября 2014 г.
Белорусец А. С., Культурно-историческая психология 2020 Т. 16 № 1 С. 78-87
Роли символа в культуре посвящено множество работ. В настоящей статье мы хотели бы рассмотреть символ в персонологической перспективе — как средство ориентировки в задачах развития
личности, которое широко используется в практике психотерапии и психологического консультирования. Работа с символами рефлексируется в психоанализе, однако в нем рассматриваются методы,
основанные, в первую очередь, на интерпретации символов. Эти методы базируются на ...
Добавлено: 31 августа 2021 г.
Завершнева Е. Ю., Культурно-историческая психология 2016 Т. 12 № 4 С. 14-25
Динамика отношения Выготского к теории Фрейда анализируется на материале опубликованных работ Выготского и его личных записей. В статье суммирована критика Выготского в отношении психоанализа, включающая указание на недостатки и прогрессивные положения теории Фрейда. Показано, что заочная полемика Выготского с Фрейдом определялась логикой развития культурно-исторической психологии и достигла стадии потенциального соперничества научно-исследовательских программ в конце 1932 ...
Добавлено: 24 сентября 2019 г.
Мещеряков Б. Г., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 141-162.
Один из ведущих мотивов научной деятельности В. П. Зинченко последних двух десятилетий — дойти до самой сути идей Л. С. Выготского, созданного им варианта культурно-исторической психологии. В данной статье автор попытается осветить и проанализировать основные творческие мотивы (и немного психологические), представленные в работах В. П. Зинченко последних двух десятилетий. ...
Добавлено: 1 августа 2013 г.