?
Критика представлений о посмертном небытии у Цицерона (Первая книга «Тускуланских бесед»)
В первой книге «Тускуланских бесед» Цицерон в форме диалога двух неизвестных собеседников обсуждает различные виды отношения к смерти. Значительная часть этого диалога посвящена рассмотрению и опровержению представления о том, что души людей после смерти лишены какой бы то ни было формы бытия и, таким образом, не существуют. Взамен этого Цицерон предлагает свою интерпретацию учения Платона о душе и пытается доказать, что смерть есть благо для человека и что душа бессмертна. Попутно он представляет критику воззрений эпикурейцев, Дикеарха, Аристоксена, Панетия и некоторых других философов. Рассматривая вопрос о посмертной участи души, Цицерон не останавливается на простом утверждении о ее бессмертии – он говорит о небесном восхождении души после смерти. Идея, обоснования которой заимствованы им, по-видимому, из платонической версии стоицизма, предложенной Посидонием. И хотя Цицерона сложно упрекнуть в отсутствии внимания к вопросам религии, религиозные концепции мало привлекают автора «Тускуланских бесед», он пишет своего рода Consolatio. В первой книге Цицерон постарался представить убедительные, на его взгляд, доказательства бессмертия души, оставаясь при этом всецело на позициях философии, а не религиозных воззрений, и авторитет учения Платона был для него одним из важнейших аргументов.