• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России, 1991―2004 гг.

В статье сравниваются данные четырех массовых репрезентативных опросов, проведенных в 1991— 2004 гг. Установлено, что большинство трудовых ценностей экономически активного населения России претерпели за 14 пореформенных лет многочисленные изменения, и это свидетельствует о лабильности массовой трудовой культуры и не согласуется с распространенными утверждениями о ее неподатливости изменениям. Четыре ценности за 14 лет стали среди россиян более популярны: хороший заработок, надежность работы, ее интересность, а также возможность чего-то в работе достичь, именно они в 2004 г. лидируют в трудовом сознании россиян. Популярность большого отпуска, соответствия работы способностям и возможности инициативы — понизилась. И наконец, популярность еще трех ценностей — уважения к работе со стороны широкого круга людей, ее ответственности и не слишком высокой напряженности — по итогам 14-летнего периода не изменилась. Существенные изменения произошли за 14 лет и в выраженности двух интегральных ценностных индексов, построенных на основе факторного анализа. Доминантами ценностной «повестки дня», характерной для рассматриваемого периода, оказались базовые, «материалистические» потребности людей и две стратегии их удовлетворения — стратегия дозированных усилий и стратегия энергичных, достижительных действий. Инициативная самореализация, а также социальное признание и социальная ответственность остаются пока на периферии трудового сознания россиян.