• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Психоанализ и доктрина "исторической памяти"

Практически в любой работе об “исторической памяти” мы находим ссылки на произведения З. Фрейда — этим обосновывается в том числе междисциплинарный ха рактер этих сочинений. Действительно, в ранний период своей деятельности Фрейд часто употреблял понятие “травма”, писал о сохранении травматического опыта в коллективной памяти. Развитие психоанализа привело к отказу от этих идей, поскольку они предполагают ламаркистское учение о наследуемости благоприобретенных признаков, давно отвергнутое биологами. Историки берут из психоанализа то, что давно устарело, не сопоставляя эти спорные гипотезы с тем, что пишут психологи других школ. Действительным источником доктрины “исторической памяти” является учение об “эмансипативном познавательном интересе”, выдвинутое Ю. Хабермасом и К.О. Апелем в конце 1960х гг. Это учение имело и имеет не столько научное, сколько иде ологическое содержание (революционные устремления левых интеллектуалов, жела ющих “исцелить” человечество).