• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Интеллектуальный ландшафт и социальная структура локального академического сообщества (случай петербургской социологии)

Соколов М. М., Сафонова М. А., Губа К. С., Димке Д. В.

Препринт представляет результаты исследовательского проекта «Петербургская социология после 1985 года: Институциональная динамика, экономическая адаптация и точки интеллектуального роста», посвященного истории локального академического сообщества петербургских социологов на протяжении последних двадцати пяти лет. Исследование, продолжающее традицию community-studies Чикагской школы, опиралось на широкий круг исторических, социологических, этнографических и библиометрических методов. Целью проекта было изучение экологии интеллектуальных, экономических, политических и других практик сообщества, состоящего примерно из 600 ученых-обществоведов.

В этот выпуск вошли два текста. В первом, за авторством М.М. Соколова, К.С. Губы, Д.В. Димке и М.А. Сафоновой, кратко охарактеризованы интеллектуальные истоки жанра community studies, обоснована его релевантность для социологии науки, описана стратегия и методы исследования, а также перечислены некоторые опубликованные ранее результаты проекта. Во втором тексте, за авторством М.А. Сафоновой, описаны основные этапы сетевой истории ленинградской / петербургской социологии и подробно проанализирована многоуровневая структура социальной сети, которая связывает петербургских социологов в настоящее время. Основной исследовательский вопрос статьи: являются ли главным элементом этой структуры «научные школы» («академические банды», по выражению Томаса Шеффа) – сплоченные клики ученых, объединенные общими интересами и интеллектуальной идентичностью?