Препринт
Эмпирические проверки гипотез скрининга
В работе описаны и использованы на практике (на основе данных Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения 2000-2006 гг.) несколько методик проверки гипотез скрининга. Проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование является лишь фильтром способностей обучающихся. Пройдя этот фильтр, выпускник получает сертификат, который в дальнейшем может быть использован в качестве сигнала на рынке труда. В работе также показано, что с ростом внутрифирменного стажа последствия использования таких сигналов у женщин ослабляются гораздо слабее, чем у мужчин.
В работе выполнен анализ ответов респондентов на вопрос об их удовлетворенности жизнью. Данные взяты из Российского Мониторинга Экономического положения и Здоровья населения (РМЭЗ) 1994-2007 гг. Приведены некоторые статистики по данным Госкомстата за 2000-2007 гг. Оценки позволяют сопоставить «объективные» оценки уровня жизни и субъективные оценки удовлетворенности жизнью. Сделаны выводы о социальном характере понятия счастья.
В сборник, подготовленный в рамках проекта "Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов", по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.
Целью работы является сопоставление величин туннельного и сравнительного эффектов, проявляющимися в оценках россиянами удовлетворенности жизнью. Надеется ли человек на улучшение своих доходов и радуется, глядя на рост доходов окружающих (туннельный эффект), или наоборот - страдает, сравнивая свой скромный доход с высокими доходами окружающих (сравнительный эффект)? Эмпирические оценки выполнены на данных Российского Мониторинга Экономического положения и Здоровья населения (РМЭЗ) 1994-2007 гг.. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что в рассмотренный период времени при оценке россиянами своего благосостояния преобладал туннельный эффект.
Статья посвящена рациональному поведению при выборе уровня образования. Теоретическая модель основана на максимизации дисконтированного потока полезности а период обучения и работы. Максимизируя поток полезности при бюджетном ограничении, получено дифференциальное уравнение, включающее темпы роста доходов. Решением является уравнение Минсеровского типа. Основным результатом модели является факт, что люди с более быстрым ростом доходов имеют меньшие коэффициенты наклона при переменной, отвечающей за длительность образования в уравнении доходов. Эмпирическая часть работы основана на данных РМЭЗ-ВШЭ. Теоретические выводы работы подтверждены результатами регрессионного анализа. Оценки на подвыборках респондентов с разными доходами показали, что респонденты с высоким уровнем образования имеют более высокие доходы, но меньший наклон профилей доходов. То есть респонденты, ожидающие высокий рост доходов после получения образования менее склонны получать высокий уровень образования. В противоположность им респонденты, ожидающие высокие доходы в начале трудовой деятельности испытывают низкий рост доходов.
Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка обозначил проблемы обеспечения в России прав детей с инвалидностью на образование. В заключительных замечаниях к докладу Комитета ООН по правам ребен# ка рекомендовал Российской Федерации принять необходимые меры в целях улучшения сложившейся ситуации с реализацией права детей с инвалидность на образование в рамках международных обязательств России как государства — участника Конвенции. В докладе представлен анализ федерального законодательства по рассматриваемому вопросу, опыт уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации, вы# воды и рекомендации по обеспечению права детей с инвалидностью на образование.
В работе на основе данных «Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения» (РМЭЗ) 2000-2005 гг. выполнена проверка гипотез скрининга. Предложена простая теоретическая модель, поясняющая идею эмпирического исследования. На основе оценок уравнений доходов Минсеровского типа показано, что группы занятых, подверженные скринингу с использованием образовательных сигналов, имеют более высокую отдачу от образования в терминах доходов по сравнению с лицами, не подверженными скринингу, при прочих равных условиях. Результаты проведенного исследования подтверждают наличие сигнальной роли образования на российском рынке труда. В то же время, проведенный анализ не противоречит предположению о том, что для отдельных видов занятости образование не повышает человеческий капитал обучающихся, не повышает их производительность, и является чисто формальным фильтром их способностей.
В коллективной монографии представлены практические и теоретические материалы, посвященные инновационной деятельности в системе образования.
Излагаются взгляды на роль и содержание математического образования в современном обществе как на реальные основные факторы формирования структуры общества.
Статья посвящена рассмотрению науки, образования и бизнеса как ключевых институциональных агентов формирования гражданской идентичности в современном обществе. Выявлена специфика гражданской идентичности как субъект-объектного взаимодействия индивида и государства, определены предпосылки диверсификации государственной власти в поле формирования гражданской идентичности.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.