Препринт
Понятия «личность» и «коллектив» в российском обществознании и социалистической идеологии начала ХХ века
В сборник, подготовленный в рамках проекта "Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов", по заказу Федерального агентства по образованию РФ, вошли статьи участников конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы», 23-24 октября 2008 г., г. Москва.
Предлагаемое пособие построено по принципу конструктора, помогающего учителю создать собственное занятие, использовать материалы для проведения лекции, организации работы в группе, обсуждения острых проблем общественной жизни, анализа документов, работы с понятийным аппаратом.
На основе анализа политических концепций основных течений российской социал-демократии, сформировавшихся в ходе революции 1917 г, выявляются четыре проекта модернизации России, организационно оформившимися носителями которых являлись Всероссийская организация «Единство», РСДРП(о), РСДРП(и), РСДРП(б).
Книга представляет собой изложение основ консультативной деятельности в сфере политики. Она написана как пособие для тех, кто изучает политическое консультирование в качестве учебного предмета по программе факультета (кафедры) политологии российского вуза. С другой стороны, она является методологическим пособием для тех, кто, обладая собственным опытом профессионального политического консультирования, намеревается представить этот опыт в виде учебного курса.
Рассказ о профессиональной деятельности тех, кто помогает российским политикам в их борьбе за власть, знакомство с базисными навыками политической аналитики и некоторыми приемами их борьбы в избирательных кампаниях помогут читателям сделать собственное политическое поведение более осмысленным. А значит - более ответственным и результативным.
В статье рассматриваются идеологические основы российского политического режима, построенного в нулевые годы. Отмечается, что в отсутствие "официальной идеологии", российский политический режим имет определенную идеологическую легитимацию. Она может быть выражена формулой - "патриотический национал-либерализм".
Для успешной деятельности фирмы недостаточно ответить на простые маркетинговые вопросы - "что?", "как?" и "для кого?". Вопрос "во имя чего?" оказывается важнейшим
Статья посвящена рассмотрению науки, образования и бизнеса как ключевых институциональных агентов формирования гражданской идентичности в современном обществе. Выявлена специфика гражданской идентичности как субъект-объектного взаимодействия индивида и государства, определены предпосылки диверсификации государственной власти в поле формирования гражданской идентичности.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
-
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.