• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Recording the ambiguity: the moral economy of debt books in a Russian small town

В данной работе мы предлагаем теоретический подход к феномену долга, основываясь на различениях, введённых классиками экономической антропологии. Используя оппозицию между логикой дара и логикой рынка, мы описываем моральное напряжение, которое сопровождает отношения долга и вызывает их к жизни. В то же время, долг не сводится ни к одному из этих противоположных принципов, а представляет собой их комбинацию, которая в условиях моральной неопределённости выступает посредником между ними. На основании данных, собранных в ходе этнографического исследования российском малом городе, рассматривается, каким образом беспроцентный долг функционирует в рамках взаимодействий в местных магазинах и как он структурирует обыденную жизнь покупателей, продавцов и предпринимателей в местном сообществе. Мы показываем, каким образом выбор фрейма для каждодневных покупок превращается в проблему и как для решения этой проблемы привлекаются долговые книги. Долговые книги предстают специальной графической технологией, деструктивным устройством, которое приостанавливает выбор фрейма и тем самым нарушает функционирование как процесса маркетизации, так и механизмов взаимопомощи в сообществе. В результате возникает атмосфера неоднозначности, где долги становятся для членов сообщества предметом стратегической манипуляции, которая требует хороших навыков ведения переговоров и привлечения моральных аргументов. Несмотря на то, что процессы маркетизации и экономизации в значительной степени определяют конкретные формы, которые принимает долговая экономика, в действительности на способна сочетать в себе самые разные моральные режимы.