• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду

© iStock

Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

«Урбанисты должны быть благодарны пандемии, поскольку она резко привлекла внимание к городской проблематике», – заявил модератор круглого стола Александр Пузанов, профессор Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, генеральный директор фонда «Институт экономики города». Он отметил, что в течение года ученые вели активную работу, изучая влияние коронакризиса на городскую среду, и сейчас уже появились первые результаты количественных исследований.

Александр Пузанов
Александр Пузанов
© Высшая школа экономики

«Да, результаты исследований есть, но пока они остаются промежуточными», – уточнил Эмиль Маркварт, профессор РАНХиГС при Президенте РФ. Пандемия еще не закончилась, напомнил он, так что пока мы все находимся внутри ситуации и не можем ее до конца объективно оценивать. При этом очень важно, по его мнению, проанализировав результаты, принять какие-то конкретные решения по изменению городской среды, а не перекреститься и пойти дальше, как будто ничего не было.

Эмиль Маркварт выделил несколько очевидных и неочевидных последствий пандемии. Среди очевидных последствий он в первую очередь назвал волну банкротств, особенно в непродуктовом ритейле, общепите, нецифровом сервисе. Это приведет к тому, что облик наших городов серьезно изменится. Но при этом очень быстро развиваются услуги, основанные на интернет-технологиях. Это тоже повлияет на то, как выглядит центр города, поскольку ритейлеры по возможности будут уходить в онлайн-пространство, чтобы не платить аренду.

Еще одно важное последствие пандемии – «новое открытие локальности». «Пандемия подтолкнула нас к тому, что мы стали гораздо лучше узнавать своих соседей, локальное пространство. И начали больший интерес проявлять к этому пространству, в том числе к его трансформации», – считает Эмиль Маркварт. Однако по данным Сергея Сиваева, профессора Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского НИУ ВШЭ, этот процесс пока не сказался в значительной мере на социальной активности жителей. Например, число ТСЖ в Москве не увеличивается, то есть люди пока не готовы брать в свои руки решение проблем многоквартирного дома.

Работа на дому и домашнее обучение, по мнению Эмиля Маркварта, имеют последствия и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Изменение рынка коммерческой недвижимости – это очевидный краткосрочный тренд. Но есть и более глубокое влияние этих изменений. В западных странах уже отметили рост психических заболеваний, суицидов.

Соответственно, изменения в обществе, связанные с коронакризисом, требуют новых подходов в том числе в жилищной политике, уверен Эмиль Маркварт. Вероятно, надо рассматривать варианты снижения плотности проживания, строительство домов меньшей этажности и квартир большей площади, увеличение площади дворов и зеленых насаждений.

Он сослался на исследование PwC, которая на основе опросов в семи европейских городах изучала, почему люди хотят жить в городе. Выяснилось, что до пандемии людей в основном привлекал в городах рынок труда и занятости. За ним шли разнообразие контактов и социальной жизни и качество жилья. И только на предпоследнем месте стояло качество здравоохранения. Сейчас, через год после начала пандемии, безусловными лидерами стали безопасность, защищенность и здравоохранение. Занятость и рынок труда только на третьем месте. Люди видят, что вопросы безопасности в городах решаются лучше даже в ситуации распространения вируса.

© Яндекс

О работе «Яндекса» в городской среде рассказал Евгений Хохлунов, заместитель директора по GR. Очевидно, что электронная коммерция и доставка во время пандемии выросли в разы. При этом в городах до сих пор очень мало велодорожек, хотя велосипед – это один из основных способов передвижения курьеров. По его данным, в Санкт-Петербурге курьеры проезжают 2 млн км за месяц на велосипедах.

Активно в доставке стали использовать и роботов. В Москве роботы-роверы «Яндекса» уже доставляют более 100 заказов в день, но для активного развития сервиса нужна безбарьерная среда в городе, ведь робот не может преодолеть бордюры и лестницы, так же, кстати, как и человек на коляске, что еще более важно.

Екатерина Лапина-Кратасюк, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и Оксана Запорожец, заведующая научно-учебной лабораторией социальных исследований города НИУ ВШЭ говорили об усилении неравенства, которое вызвала пандемия. По мнению Екатерины Лапиной-Кратасюк, заметно проявилась дискриминация по возрасту. Цифровизация легко дается молодым поколениям, соответственно ряд сервисов и удаленная работа многим пожилым людям были недоступны. Причем все это происходило на фоне жестких ограничений на передвижение по городу именно для людей старшего поколения.

«Боязнь города – это социальная привилегия», – отметила Оксана Запорожец. На удаленку были отправлены достаточно обеспеченные 30% горожан, остальные же были вынуждены ездить на работу и подвергаться риску заражения. По ее мнению, помимо существующих форм неравенства развиваются и новые. Привлеченные в цифровую экономику водители такси и курьеры не выглядят защищенно. Они в основном самозанятые, поэтому все проблемы со здоровьем ложатся на их собственные плечи.

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) проходила с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступили Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоялась серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.