• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России

© iStock

Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

В недавно опубликованном докладе «Развитие трансграничной интернет-торговли» подсчитаны объемы рынка по итогам 2020 года, проанализированы основные тенденции, а также оценен вклад трансграничного сегмента в российскую экономику.

Прошлый год стал поворотным моментом для всего рынка интернет-торговли. Пандемия усилила и ускорила формовавшиеся ранее тренды, связанные с «цифровизацией» всех потребительских сегментов. «Из-за вводимых карантинных ограничений и распространения удаленной занятости глобальная интернет-торговля значительно ускорилась в 2020 году», – отмечает один из авторов исследования, Центр экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ

В России сложилась более сложная ситуация. Если внутренняя торговля существенно увеличила объемы продаж в 2020 г., трансграничная интернет-торговля продолжила сокращаться. По оценкам ВШЭ, объем трансграничной торговли в 2020 г. упал на 32% в физическом и стагнировал в рублевом выражении, составив около 320 млрд. руб. В то же время внутренний рынок интернет-торговли получил сильный импульс к развитию – в стоимостном выражении он вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей.

Удар, нанесенный по российской трансграничной онлайн-торговле пандемией и связанными с ней карантинными ограничениями и вдобавок девальвацией рубля и ухудшением таможенных условий, настолько значителен, что на восстановление сектора может потребоваться до 7-8 лет, говорится в исследовании.

В 2020 г. лимит беспошлинного ввоза товаров для личного пользования из иностранных интернет-магазинов был снижен до €200 c €500 в 2019 г. И если сейчас еще снизить необлагаемый лимит, например, до €100, то общий поток посылок может уменьшиться на 0,4 млн штук, а поток дорогих посылок (стоимостью свыше €100) сократится на 5,4% год к году. Отрицательный нетто-эффект для экономики России в целом составит 15,4 млрд руб.

В то же время прибавка таможенных платежей не сможет компенсировать затраты на администрирование сборов. В результате выпадающие доходы бюджета могут составить 3,1 млрд руб. в год, возможные потери почтовых операторов из-за увеличения затрат на обработку таких посылок оцениваются в 4,9 млрд руб. в год.

Между тем, эксперты Вышки отмечают, что развитие трансграничной торговли в целом дает положительный эффект для потребителей, рынка труда и обеспечивает рост во многих смежных секторах.

Марсель Салихов, директор Центр экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

Марсель Салихов, директор Центр экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

Развитие трансграничной онлайн-торговли создает много эффектов для смежных отраслей, государства и потребителей. Смежные отрасли получают, по мере развития трансграничной торговли, дополнительное увеличение спроса на производимые ими товары и услуги, потребители – доступ к большему ассортименту товаров и экономию от снижения цен на рынке из-за высокой конкуренции между различными поставщиками, а государство – рост налоговых поступлений. По мере развития трансграничной торговли крупные международные игроки переходят к локализации закупок, допуская на свои площадки товары отечественных производителей, создавая альянсы с местными игроками, инвестируя в складскую и коммерческую инфраструктуру, что также создает условия для роста ВВП и занятости. При переходе сектора к зрелой фазе роста, трансграничная онлайн-торговля начинает играть роль «акселератора» для розничного экспорта.

Читать доклад