• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

© Высшая школа экономики

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

На Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» 2 августа в Солнечногорске перед участниками четвертой смены «Политика: новые вызовы» выступил научный руководитель Высшей школы экономики, наставник конкурса управленцев «Лидеры России» Ярослав Кузьминов.

Он принял участие в панельной дискуссии «Трансформация рынка труда», в ходе которой осветил темы новых вызовов — пандемии и цифровизации. Ярослав Кузьминов отметил, что пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни.

Представляя результаты исследования повседневных практик населения, потребительского выбора и бюджетов времени, Ярослав Кузьминов уточнил, что были использованы данные опроса Вышки, которые, по его словам, совпадают или очень близки к опросам ФОМа, ВЦИОМа и ФСО. В опросе приняли участие 6,5 тыс. респондентов. По итогам исследования оказалось, что 67% людей каждый день находятся в интернете, 63% из них — в социальных сетях. В среднем на это уходит два часа в рабочие дни, три часа — в выходные. Половина опрошенных при этом главным дефицитом считает прогулки, встречи с друзьями и чтение книг. Вживую каждую неделю с друзьями и родственниками общаются 43%, онлайн — 67%.

По данным исследования, 54% опрошенных пользуются мобильными приложениями для покупки широкого спектра товаров — цифровыми гипермаркетами. 48% используют сервисы частных объявлений, достаточно популярны онлайн-аптеки: такие приложения установлены у 24% респондентов. За последние 12 месяцев 68% человек совершали покупки в российских интернет-магазинах и 37% — в иностранных.

Потребитель опробовал цифру там, где раньше не мог себе представить, — например, при покупке моркови. Научный руководитель Вышки уточнил, что такие изменения скажутся на рынке труда. Например, в той же розничной торговле будут высвобождаться кадры, поскольку сократится спрос на неудаленные услуги, включая массовые мероприятия и международные путешествия.

На повестке дня сегодня вопрос «Мы думаем, когда покупаем?», продолжил Ярослав Кузьминов. На рубеже нового тысячелетия появилось «полное ощущение того, что интернет открывает дикую свободу; у тебя появляется «Алибаба», и ты можешь купить лейку дешевле в пять раз, чем в соседнем сельпо». Но прошло 20 лет, и «мы столкнулись с массовым проявлением несвободы — мы устали выбирать». По данным опросов, 80% покупок сегодня потребители совершают не задумываясь. Выбор совершается по первому предложению от Google или «Яндекса». То есть потребители ведут себя как в начале XX века, когда средний класс только зарождался. Получается, что «мы стремительно идем вспять». Даже медицинские услуги большинство опрошенных будет выбирать по совету друзей, образовательные учреждения — на основе собственных соображений.

«Что с нами случилось?» — задается вопросом Ярослав Кузьминов и отвечает, что это эффект свободы, когда доступный массив полезной информации растет по экспоненте. Возможности мозга, как известно, ограничены, поэтому мы находим простое решение или отдаем эту функцию кому-то другому. Причем прямой рекламе мы не доверяем, поскольку она навязывает товар или услугу. Аналогичная ситуация с политикой, когда люди голосуют так, как им советуют те, кому они доверяют.

«Как с этим бороться? Элементарно: надо тренировать мозги, насильственно», — считает научный руководитель Вышки. По его словам, он предлагал руководителям «Яндекса» настроить поисковик так, «чтобы мы видели не одно решение, не одно мнение, а, скажем, три». Человек подумает и примет решение. Думать полезно. Такие возможности есть и у тех, кто владеет так называемыми цифровыми экосистемами, в частности у Сбера. Понятно, что речь идет о конкуренции, «рынок построен на том, что ты борешься за свое место». В таком случае, полагает Ярослав Кузьминов, «дело за государством, за политиками — значит, надо регулировать».

Что касается безопасности в Сети, а также использования манипулятивных технологий, запреты и ограничения будут совершенно бесполезны. Но Ярослав Кузьминов верит, что государство найдет адекватные методы защиты себя и граждан.

Люди у нас неглупые, весьма образованные. Государство у нас — не во всем оно мне нравится, но по большому счету отражает интересы людей

Научный руководитель ВШЭ также оценил перспективы рынка труда. Исследование Вышки показало, что 78% опрошенных готовы работать больше, чтобы увеличить личный заработок. Люди согласны работать на 2 часа в день больше, если их доход при этом увеличится в среднем на 41%. «Базовый доход — это не про Россию. Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя, а поиск возможности заработать и распространение новых моделей занятости», — считает Ярослав Кузьминов.

По его мнению, сейчас заканчивается эпоха «офисного планктона». В выигрыше оказываются работники креативных индустрий, ИТ-специалисты и те, кто обладает развитыми soft skills. В соответствии с новыми запросами меняется и образование: на первый план выходят те навыки, которыми не обладает машина. Самыми перспективными рынками высшего образования сейчас являются ИТ, медиа и коммуникации.

Выбор профессий при этом не претерпевает существенных изменений. Ярослав Кузьминов призвал ориентироваться на личные интересы, поскольку современный рынок позволяет успешно реализоваться в любом направлении.

Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» проводится с 2015 года. С 2019 года его площадкой стала подмосковная Мастерская управления «Сенеж». Организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи и АНО «Россия — страна возможностей». Высшая школа экономики является образовательным партнером «Территории смыслов».