7 цифр о российском образовании
© iStock
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.
31,5 млн
человек учились в России по данным за 2016 год. Почти половину из них (15,2 млн человек) составляли школьники, более 7,3 млн детей посещали организации дошкольного образования. На программах бакалавриата, специалитета и магистратуры учились 4,4 млн человек — кстати не все из них в вузах, поскольку магистерские программы есть и у некоторых научных организаций. А вот аспирантов в России — меньше 100 тыс. человек.
30%
взрослого населения (25-64 лет) имело в 2016 году высшее образование. Этот показатель сопоставим с ведущими странами Запада. Так, в США и Великобритании высшее образование имеют 35-36% взрослого населения, в Канаде и Швеции — около 31%, в Германии — около 28%.
57%
профессорско-преподавательского состава в вузах — женщины. Их доля в России намного выше, чем в развитых странах, где женщины составляют менее половины (а порой и около трети) вузовских преподавателей. О том, что российское высшее образование — «женское», свидетельствует и другая цифра: 339 из каждой 1000 взрослых российских женщин имеют вузовский диплом, у мужчин этот показатель — лишь 264 из 1000.
1,9 млн
человек обучались в 2016/17 году на заочных программах высшего образования. Их количество и доля среди всех студентов существенно сократились за последние годы. Пик заочного обучения пришелся на начало 2010/11 учебного года, когда заочников (3,7 млн человек) было даже больше, чем очных студентов (3,1 млн).
79%
профессорско-преподавательского состава частных организаций имели в 2016/17 году ученую степень доктора или кандидата наук (при расчетах не учитывались внешние совместители). Примечательно, что в государственных и муниципальных организациях доля высококвалифицированных преподавателей ниже — около 73%. Зато в них больше молодых, в возрасте до 30 лет — 7,1% против 4,4%.
4,1%
составила доля иностранных студентов, получавших среднее профессиональное образование (по программам специалиста среднего звена) и высшее образование в России в 2016 году. В абсолютном выражении это почти 280 тыс. человек, что, например, больше, чем в Германии и Франции. Что касается обратного потока, то больше всего россиян училось в Германии (10 тыс. человек), США (5,2 тыс.) и Великобритании (4,1 тыс.).
461 тыс.
человек были приняты в 2016 году на программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по специальностям, относящимся к наукам об обществе. Будущие экономисты, юристы, социологи, политологи суммарно по-прежнему составляют самую большую группу студентов. Инженерным и техническим наукам обучались 350 тыс. человек.
Кстати, в перечне 25 профессий будущего, к которым готовит Вышка, также большинство специальностей относится к наукам об обществе, но они уже являются мульти- и междисциплинарными. Такой новой специальности, например, обучают на магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».
Полная версия статистического сборника ИСИЭЗ доступна на сайте института.
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.