• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

© Высшая школа экономики

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

В Вышке с 30 ноября по 1 декабря 2023 года прошла III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: ментальное здоровье молодежи». Организатором выступил Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ, который отмечает в этом году свое 20-летие. Организационными партнерами конференции стали МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС, МГИМО, ПГНИУ, МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Процесс создания психологических служб в университетах прошел успешно, отметила во вступительном слове директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ, председатель оргкомитета конференции Ирина Макарова. Сегодня уже практически в любом университете есть психолог или создана целая психологическая служба, подчеркнула она. Наступает очередной этап, на котором следует определить, какие задачи являются первостепенными и как они отличаются в том или ином вузе.

Ирина Макарова

«Сейчас можно думать о создании нового психологического сообщества, ассоциации психологов и психологических служб в вузах. Это будет хороший прогрессивный момент», — убеждена Ирина Макарова. Также нужно соединять усилия служб с наукой, с исследованиями, которые предлагает психология, чтобы работа психологов базировалась на серьезном фундаментальном научном основании.

Декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Психологического института РАО, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко отметил успех совместной деятельности с университетами. Вместе с тем он выделил ряд проблем, которые еще предстоит решить.

Юрий Зинченко

«Остается проблема межведомственного взаимодействия, отдельно необходимо достраивать ситуацию с нашими смежниками — службами психиатрической помощи, а также системой здравоохранения в целом», — сказал он. Кроме того, больше внимания следует обращать на бэкграунд абитуриентов: сейчас психологи ничего не знают о том, что происходило с ними в школе или СПО. Юрий Зинченко также пожелал участникам конференции здоровья, в первую очередь психического.

Хорошую динамику работы психологов в вузах отметила в своем выступлении и заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Анна Брайнес. По ее мнению, профессия психолога требует не только эмпатии и умения правильно слушать, но также и хорошей базы с точки зрения научных исследований и умения коммуницировать, впитывать в себя опыт коллег из разных психологических служб.

Анна Брайнес

«Для нас очень важно, как развиваются психологические службы в вузах, так как воспитательная деятельность без комфортной среды невозможна, как и образование — без воспитания, — говорит она. — Нам важно выпустить профессионала, который будет адаптивен, понимает, для чего идет в профессию, который будет понимать, как он может себя приложить не только с точки зрения своих профессиональных качеств, но и личностных. Наша работа на деле такая ювелирная и скрупулезная, что недооценивать ее просто невозможно».

Нет никаких сомнений, что психология стала массовой профессией, отметил декан факультета психологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Спиридонов. При этом многие до сих пор путают психологов с психиатрами и не понимают, чем конкретно они занимаются.

Владимир Спиридонов

«Важная зона ответственности психологических служб — социокультурная, то есть донесение до широких масс студентов, что с психологами можно работать, что психологи — это не страшно и не стыдно. Вообще говоря, психолог — это сервисная фигура, которая может и умеет помогать в самых разных ситуациях. Вот эта социокультурная, в конечном итоге — просветительская функция кажется мне важной», — отметил Владимир Спиридонов.  

Лариса Цветкова

Заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Лариса Цветкова выступила с докладом «Модели оказания психологической помощи студентам российских вузов: аудит ресурсов». Она рассказала, что первое всероссийское исследование ресурсов психологических служб и моделей оказания психологической помощи в системе высшего образования РФ провело Минобрнауки РФ совместно с РАО. Сбор данных осуществлялся в формате онлайн-опроса, в итоговую выборку вошли 483 вуза (39% всех вузов РФ).

По данным на конец 2022 года, в РФ имеется широкая сеть психологических служб вузов (более 400). Они работают в университетах всех федеральных округов различной ведомственной принадлежности и размера. При этом порядка 30% служб созданы за последние пять лет и столько же работают более 10 лет.

Чаще всего студенты обращаются в психологическую службу за помощью для снятия болезненных симптомов (почти 64%). Также часты такие запросы, как решение проблем и нормализация отношений, помощь в саморазвитии и борьбе с академической неуспешностью.

Вместе с тем студенты нередко испытывают некоторые опасения при обращении к психологам. В частности, их беспокоит возможное нарушение конфиденциальности, страх быть замеченным у психолога однокурсниками и преподавателями, а также невозможность серьезной проработки проблем и даже страх узнать свой «диагноз».

© Высшая школа экономики

Среди трудностей деятельности психологических служб отмечаются недостаток помещений (около 15% психологов не имеют даже собственного рабочего места), отсутствие регламента межведомственного взаимодействия со сторонними организациями (медицинскими, социальными и пр.), отсутствие системы повышения квалификации психологов. Кроме того, университетам не хватает материальных ресурсов и кадров.

Также Лариса Цветкова отметила, что система оценки эффективности деятельности психологических служб на сегодняшний день встроена далеко не во все службы вузов. Гармонизировать профессиональное взаимодействие и облегчить обмен лучшими практиками призван реестр психологических служб вузов России.

Доклад аналитика Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Валерии Маниной был посвящен диагностике субъективного благополучия студентов. Она рассказала, что в современных исследованиях благополучие рассматривают как многокомпонентный конструкт, выделяя объективное и субъективное благополучие. К последнему относят веру индивида в то, что его жизнь приятна и хороша в когнитивной и эмоциональной сфере.

Валерия Манина

Изучать психологическое благополучие в высшем образовании важно потому, что студенты являются группой риска с точки зрения подверженности стрессовым, тревожным и депрессивным состояниям. «Интерес к изучению психологического благополучия в России растет, но, как правило, оно изучается локально, на малых выборках, а фокус исследований сосредоточен в основном на изучении его отдельных аспектов», — пояснила докладчица.

По ее словам, существует необходимость исследований на репрезентативных выборках, а также проведения регулярных мониторингов в рамках конкретных университетов. Кроме того, она рассказала об основных инструментах, применяемых для таких исследований, отметила их плюсы и минусы.

Работа конференции продолжилась в секциях, круглых столах и мастер-классах, посвященных работе психологических служб вузов, психологическому консультированию и психологическому сопровождению процессов адаптации и другим темам.

Текст: Марина Полякова

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

Женатые мужчины реже страдают от выгорания

Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».

Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ

15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля

Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.

Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество

Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.

Ученые проследили взаимосвязь между погодой и тональностью постов пользователей Одноклассников

Исследователи Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ с помощью машинного обучения проанализировали 2,7 миллионов публичных постов в социальной сети Одноклассники. Выяснилось, что больше всего позитивных сообщений пользователи публикуют в теплую погоду и при слабом ветре. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ Comput Science.