• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ГУ-ВШЭ прошло очередное заседание Российского совета по развитию образования

Заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО) было посвящено, согласно заявленной теме, "задачам и ресурсам системы образования". Заседание носило скорее информационный характер и обошлось без бурных дискуссий и эмоций. Министерство образования и науки в лице заместителя министра Андрея Свинаренко представило собравшимся основные положения разработанной Минобрнауки федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Со своей стороны РОСРО обнародовал собственную экспертную оценку ряда аспектов программы.

Как подчеркнул, открывая заседание ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, ключевыми вопросами модернизации системы образования являются преодоление так называемого "псевдообразования" и обеспечение ресурсного наполнения образования. На настоящем этапе, отметил он, необходимо перейти от экспериментальной отработки мероприятий, проводимых в рамках модернизации, к их практическому повсеместному внедрению. Для этого государству предлагается увеличить долю расходов на образование, доведя ее с нынешних 3,5% до 5% ВВП (федерального бюджета с 0,5% до 1% ВВП), то есть до уровня развитых стран, при одновременном повышении эффективности использования средств.

Ресурсное обеспечение, отметил Я.Кузьминов, необходимо для того, чтобы "образование было образованием", чтобы педагоги были педагогами, а не почасовиками, работающими на трех работах. По его прогнозу, если система образования к 2010 году выйдет на уровень финансирования в 5% ВВП и все планируемые преобразования будут проведены, в системе в результате притока новых кадров системе начнется процесс самоочищения.

С основным докладом по теме выступил заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко. Он привел основные положения, разработанной Минобрнауки федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Основными ее задачами являются совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг (в том числе завершение эксперимента по ЕГЭ), повышение эффективности управления в системе образования, а также совершенствование экономических механизмов в сфере образования (в том числе создание новой модели бюджетного финансирования). Объем финансирования ФЦПРО, по расчетам, должен составить 100 млрд. руб. Причем, как подчеркнул А.Свинаренко, механизм реализации программы отличается от прежних. При сокращении финансирования из программы полностью исключаются отдельные мероприятия, перераспределения средств в рамках программы, как это практиковалось в прежние годы, не будет. Еще одним новым элементом программы стали разделы, посвященные кадровому обеспечению системы образования. Замминистра вновь указал, что простое увеличение финансирования не влияет на положение дел в сфере образования. В рамках программы государству предлагается параллельно в увеличением бюджетных средств осуществлять на конкурсной основе образовательные программы и программы развития отдельных учебных заведений. Все мероприятия программы предусматривают гарантии победителей конкурсов по выполнению взятых на себя обязательств. Планируется переход от сметного на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ в части покрытия текущих затрат учебных заведений. Согласно приведенным директором Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Татьяной Клячко, финансирование одного студента должно составить 25,6 тысяч руб., школьника - 18,6 тысяч руб., учащегося системы НПО - 22,2 тысячи руб., системы СПО - 18,8 тысяч руб. По расчетам экспертов РОСРО, в целом финансирование в рамках программы по этому направлению должно составить 0,8 млрд руб. за весь период.

Эксперты РОСРО представили также свою примерную оценку стоимости основных мероприятий ФЦПРО. Наиболее значительные направления прироста расходов - увеличение финансового наполнения государственных обязательств по текущему финансированию образовательных программ (прирост федерального бюджета в 2010 году около 0,6% ВВП, от 04% до 0,9% ВВП - прирост территориальных бюджетов), а среди программных мероприятий - финансирование развития ведущих вузов и исследовательских университетов (до 60 млрд руб.) и программа информатизации образования (до 30 млрд руб.)

Как отметил ректор ГУ-ВШЭ, составители федеральной программы постарались учесть все возможные риски и последствия предлагаемых мероприятий. В этой связи, сказал Я.Кузьминов, РОСРО хотело бы обратить внимание на необходимость финансирования компенсационных мероприятий в рамках реформы образования. наиболее важным здесь, по его словам, является бюджетное финансирование покрытия стоимости платных школьных факультативов для малодоходных семей (до 60 млрд руб. из территориальных бюджетов в 2010 году, или 0,25% ВВП). Отсутствие этого элемента приведет к отсечению бедных слоев населения от полноценного школьного образования, накоплению социальной напряженности и ускорению социального расслоения общества. Необходимо развязывать школе руки, сказал он, но учитывать при этом все риски и компенсировать их.

По итогам заседания РОСРО обратился с предложением к Правительству РФ с предложением предусмотреть бюджетное финансирование ФЦПРО в объеме не ниже 100 млрд. руб. на период 2006-2010 годы, а также предусматривать комплексную реализацию задач программы, в том числе решение вопросов кадрового и материально-технического обеспечения соответствующих мероприятий. Федеральному Собранию РФ предлагается предусматривать в федеральном бюджете опережающий рост расходов на образование; внести в бюджетное и налоговое законодательство РФ изменения, которые способствовали бы успешной реализации задач программы, в частности, освободить от налогообложения часть прибыли образовательных учреждений и ввести льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих вложения средств в сферу образования, в том числе в форме благотворительных пожертвований.

Члены совета предлагают при доработке ФЦПРО в качестве первоочередных мер рассматривать формирование новой системы оплаты труда работников сферы образования, внедрение новых государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, внедрение новой модели финансирования образования, введение профильного обучения в старшей школе, создание общенациональной системы оценки качества образования, развитие инфраструктуры единого информационного образовательного пространства, внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях.

Содержание выступлений и сама атмосфера заседания полностью соответствовали важности темы и стремлению разработать, по образному выражению первого проректора ГУ-ВШЭ Льва Якобсона, "глубоко эшелонированную", до мелочей продуманную, учитывающую все риски практической реализации программу, подкрепленную ресурсным обеспечением по каждому пункту.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.