Массовая культура опустилась ниже пояса
Элитарная культура напрямую зависит от культуры массовой, а потому природу безвкусицы нужно анализировать. 29 июля в лектории ВШЭ в Парке Горького о взаимосвязи «низких» и «высоких» жанров рассказал доцент факультета философии ВШЭ Александр Павлов.
Секс, насилие и «сортирный» юмор — вот три кита современной массовой культуры, считает Александр Павлов. При этом область запретов и вульгарных тем относительно мало изучена — о массовой культуре привыкли судить по блокбастерам, выступлениям известных рок-групп и модным перформансам. А ведь еще в начале 1990-х годов американская исследовательница и феминистка Линда Уильямс написала статью «Телесные жанры», в которой впервые обозначила киножанры — порнографию, ужасы и мелодраму, — вызывающие у человека вполне определенные эмоции. В это же время западные исследователи кино, уставшие от арт-хауса и во многом воспитанные на «плохом» кинематографе, обратились к темам секса и насилия. В истории киноакадемии они запомнились как bad boys, легитимировав темы, которые раньше считались непристойными.
«Сортирный» юмор, построенный на описании естественных физиологических процессов, по-прежнему у многих вызывает отторжение. Тем не менее его не брезгают использовать в своих картинах вполне себе элитарные режиссеры.
К сексу и насилию на экране общество скоро привыкло, но вот «сортирный» юмор, построенный на описании естественных физиологических процессов, по-прежнему у многих вызывает отторжение. Тем не менее его не брезгают использовать в своих картинах вполне себе элитарные режиссеры. Например, в фильме «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино один из главных персонажей Винсент Вега постоянно ходит в туалет, а когда возвращается, в сюжете происходит что-то важное. Другой пример — сцена в уборной героев Тома Круза и Николь Кидман в фильме «С широко закрытыми глазами» (режиссер Стэнли Кубрик). Темы разложения и гниения использует и Ларс фон Триер в телесериале «Королевство». А картину братьев Фаррелли «Кое-что о Мэри», в которой режиссеры умудрились объединить романтическую линию и «сортирный» юмор, многие критики вообще считают лучшим их произведением.
Первым исследователем запретной темы можно назвать маркиза де Сада. Любопытно, что очень многие критики, хвалившие де Сада за его провокации и утонченный ум, тут же обвиняли его же в «безвкусице», когда он опускался «ниже пояса». Прошло время, и на неудобную тему попытался говорить Фрейд в книге «Неудовлетворенность культурой». Психоаналитик писал, что вопросы, связанные с экскрементами у младенцев и маленьких детей, не вызывают отвращения, однако все меняется, когда человек вырастает. Таким образом, по мнению Фрейда, одним из первых запретов, налагаемых обществом на человека, являются «туалетные» темы — мы получили асоциальный конструкт, который обусловлен некоторыми предрассудками нашего воспитания в социуме.
«Поскольку на протяжении XX столетия все, что связано с уборной, отторгалось обществом, сегодня мы живем в период столкновения двух самых низких жанров — комедии и «сортирного» юмора», — заметил Александр Павлов.
«Поскольку на протяжении XX столетия все, что связано с уборной, отторгалось обществом, сегодня мы живем в период столкновения двух самых низких жанров — комедии и "сортирного" юмора».
Комедия считается «низким» жанром еще со времен Аристотеля. «Поэтика» философа, согласно античным каталогам, состояла из двух частей, однако до нас дошла лишь первая, посвященная теории драмы. В трагедии, по Аристотелю, все действующие лица должны обладать благородством, правдивостью и последовательностью. Предположительно вторая часть трактата была посвящена разбору комедии, в которой, как полагал философ, должны быть изображены человеческие ошибки и безобразия.
Еще в начале XX столетия комедия была эксцентричной, абсурдистской (например, фильмы с Чарли Чаплиным и братьями Маркс). Однако с течением времени юмор начал меняться, появились шокирующие публику сюжеты (комедия «Гарольд и Мод» о любви подростка к престарелой женщине). Вуди Аллен снял картину «Любовь и смерть», в которой впервые посмеялся над «дамой с косой». С появлением черного юмора возник и новый жанр — пародия, поначалу вполне пристойный. Но в 1999 году на экраны выходит «Очень страшное кино». С тех пор пародия ориентируются исключительно на «сортирный» юмор.
Темы, отторгаемые обществом, характерны и для высокой культуры — запретный плод всегда сладок. Делать вид, что этих тем вовсе нет — обманывать себя. «Главное, что нужно понять: все, что связано с телесностью, будет существовать, пока на это есть запрос», — считает Александр Павлов.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ