• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

 

Страх потери связей

Социология эмоций — направление, которое возникло в науке относительно недавно и представляет собой новый взгляд на человеческие эмоции с точки зрения социально-культурных условий и исторических изменений. Классики социологии всегда интересовались эмоциями, и сейчас этот интерес находится на пике развития. Одна из наиболее любопытных эмоций в ракурсе социологических исследований — стыд.

«Стыд — основная социальная эмоция, поскольку она регулирует выражение других эмоций», — рассказала Ольга Симонова на лекции «Социология эмоций сегодня: социальный и исторический смысл чувства стыда». Если причина стыда, с точки зрения психологии, всегда индивидуальна, то социологические исследования доказывают, что стыд базируется на страхе потери связи с социумом. И в этом плане эмоция стыда, по словам лектора, служит механизмом поддержания общественного порядка и сплоченности людей. В то же время ее намеренное продуцирование в людях может быть средством манипуляции и неотъемлемой частью воспитательных и исправительных позорящих практик. К таким практикам на государственном уровне можно отнести позорные столбы (если смотреть на историческую ретроспективу), показ преступников массовой публике на улицах и т.п.

От психоанализа к социологии

В современном мире изменилось отношение ко многим вещам. То, что раньше считалось постыдным, сегодня может быть общепринятой нормой. «Но это не значит, что эмоция стыда уже не настолько актуальна», — отметила Симонова. Одним из источников обнаружения стыда и его роли в современном мире стали психоаналитические сеансы, которые дали социологам возможность наблюдать последствия исследуемой эмоции. «Психоаналитики отмечают, что практически все переживания пациентов связаны с чувством стыда», — рассказала Симонова. И если в кабинете у психотерапевта человек раскрывается, то в социуме стыд очень часто завуалирован и его не всегда возможно распознать. Наряду с этим были и есть социологические, антропологические, психологические и исторические работы о стыде, которые в совокупности позволяют рассуждать о социальных функциях и дисфункция стыда.

Лектор обратила внимание на такой аспект, как стыд на фоне бедности: «В современном мире принято стигматизировать бедных. Успех часто связывается с материальными достижениями. А бедность трактуется как признак неудачника». В результате бедные стыдятся своей бедности, но часто прячут ее, например, под маской агрессии, либо загоняют себя в состояние отчужденности.

Человек может также переживать стыд только потому, что общество, а не он сам считает нечто постыдным и при этом страдать от ситуации, что его представления о постыдном противоречат представлениями большинства. Это как раз характерно в большей степени для современных обществ, отметила лектор.

Эмоция, которую надо проживать

Чем ниже у человека самооценка, тем он острее может переживать чувство стыда. Противоположная стыду эмоция — гордость. Однако это не означает, что людям с высокой самооценкой не свойственно переживание стыда. Вопрос в том, как человек реагирует на это переживание. Стыд в критических ситуациях может приводить к депрессиям и самоубийствам. «Важно осознание эмоции стыда, ее понимание и работа с ней», — заметила Симонова. Она сослалась на работы американского социолога Томаса Шеффа, который занимается исследованиями в области социологии стыда. По мнению Шеффа, важно вербализовать эмоцию стыда, прожить ее, чтобы она не имела деструктивного влияния.

Следующая лекция пройдет в парке Горького 21 августа. О том, какова специфика современных креативных и культурных индустрий, как строится менеджмент творческого труда в таких сферах, как мода, дизайн, архитектура, и что все-таки такое «креативный класс», расскажет профессор факультета медиа, коммуникаций и дизайна Илья Кирия.

Марина Селина, специально для новостной службы портала ВШЭ