• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурная политика: тактика и ценности

О том, что такое культурная политика, насколько она важна и как должна развиваться, рассказал профессор факультета медиакоммуникаций и ведущий программы «Тем временем» телеканала «Культура» Александр Архангельский* в своей лекции, прошедшей 8 июля в рамках открытого лектория ВШЭ в Парке Горького.

 

Несмотря на грозивший сорвать лекцию дождь, послушать Александра Архангельского* собралось немало желающих. Не помешало даже отсутствие микрофона вначале — аудитория была готова вслушиваться в каждое слово профессора.

Профессор начал с обзора общественно-экономических преобразований в странах Азии, прошедших модернизацию после Второй мировой войны: Японии, Южной Кореи, Гонконга. Эти страны объединяет то, что в своем развитии они уделяли большое внимание традиционным ценностям. Их руководство понимало, что только с опорой на общепризнанные ценности можно добиться заинтересованности и поддержки серьезных реформ со стороны граждан.

Говоря о специфике культуры в России, Александр Архангельский* подчеркнул разницу между разными видами культурных традиций. Например, тех, кто уехал из России в раннем возрасте, можно назвать носителями этнокультурных традиций, но русская трудовая культура к ним уже имеет мало отношения. Это значит, что для них неактуальны традиционные в нашей стране представления о труде, выраженные, например, в крылатых фразах: «Хочешь, чтобы работа была сделана хорошо — сделай ее сам» — и подобных других.

По словам Александра Архангельского*, ядро русской культуры — это ее литература. В той или иной степени ее знает все население страны, и представление о классике русской литературы как о наследии всемирного значения прививается многим из нас с детства. И это тоже отражается на специфике мировосприятия русского человека.

Немалое влияние оказала на современное население России и культура СССР. Стремление к равенству и справедливости, трудолюбие и другие основные ценности советского человека до сих пор серьезно влияют на поведение многих из нас. Типичным порождением советской культуры были парки культуры и отдыха — они полностью соответствовали общепринятым представлениям о наилучшем досуге для детей. В начале 1990-х реальность резко изменилась, и парки превратились в «черные дыры»: муниципальным властям было не до них, да и мало кто представлял, какими должны быть новые парки. Это — один из примеров того, когда была нужна грамотная культурная политика. Только недавно началось развитие в верном направлении главного парка столицы — Парка имени Горького. Он стал популярным местом встречи, появились возможности интересного досуга спортсменов, танцоров, интеллектуалов, поклонников современного искусства…

Ядро русской культуры — это ее литература. В той или иной степени ее знает все население страны, и представление о классике русской литературы как о наследии всемирного значения прививается многим из нас с детства. И это тоже отражается на специфике мировосприятия русского человека.

Примером экспериментальной культурной политики можно назвать недавние реформы в Перми. Когда перед руководством администрации Пермского края во главе с тогдашним губернатором Олегом Чиркуновым встала задача привлечения инвесторов и создания имиджа региона, было найдено кардинальное решение. Пермь должна была заявить о себе как один из крупнейших культурных центров России. Для реализации идеи были приглашены видные столичные специалисты. Пост министра культуры и массовых коммуникаций Пермского края занял театральный режиссер Борис Мильграм. Он возглавил Пермский академический Театр-Театр. Был открыт Пермский музей современного искусства PERMM, директором которого стал галерист и арт-менеджер Марат Гельман. Началась история фестиваля кино- и театрального искусства «Текстура». Масштабы проектов были внушительными, и их инициаторы достигли своей цели — мало-помалу горожане начали принимать нововведения, привыкая к новому имиджу города. Пермь стала более узнаваемой, город не только приобрел привлекательность среди инвесторов, но и сформировал новое общество внутри себя.

Но у таких резких рывков, предостерег Александр Архангельский*, есть серьезный минус — оставляя далеко позади другие регионы (или государства, в зависимости от масштабов модернизации), можно решить, что цели достигнуты, успокоиться, и развитие остановится.

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.