• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«А вы думали, я — художник?»

3 ноября в Культурном центре ВШЭ состоялся мастер-класс Юрия Норштейна, выдающегося советского и российского режиссера-мультипликатора, сценариста и художника анимационного кино, лауреата многих государственных премий и наград, как отечественных, так и зарубежных.

Видеозапись

Перед началом выступления Юрий Норштейн показал публике свой знаменитый двухтомник «Снег на траве», изданный в 2008 году, и пригласил всех, кто хотел бы приобрести его книги, приехать в субботу к нему в студию, которая находится недалеко от станции метро Войковская.

«Каждую субботу с 12 до 15 часов я продаю свои книги, — сказал он. — Цены у меня в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, так что милости прошу». И, лукаво улыбаясь, добавил: «А вы думали, я — художник?»

На мастер-классе Юрия Норштейна
На мастер-классе Юрия Норштейна
Напомним, что Юрий Норштейн работает вместе со своей женой, художником Франческой Ярбузовой, используя сложную специальную технику многоярусной перекладки изображения, что придает его мультфильмам эффект трехмерного изображения, особым образом оживляет и насыщает кадр «воздухом» (помните туман, в котором «тонул» Ежик?). Оба художника отказываются использовать в работе компьютерную графику и цифровые камеры, продолжают работать с кинопленкой. В 1981 году они начали работу над фильмом «Шинель» по повести Николая Гоголя и работают над ним до сих пор. Чтобы объяснить, почему 30 лет художники не могут завершить эту работу, надо, видимо, написать отдельную статью, но одна из важнейших причин — отсутствие стабильного финансирования. Вот так художники в наше время и становятся продавцами.

Как прошел собственно мастер-класс Юрия Норштейна? Он читал русские народные сказки в обработке Владимира Даля, отмечая, что «трудно найти что-нибудь более музыкальное»; показывал фрагменты своих чудесных мультфильмов и объяснял особенности облика и поведения своих героев; рисовал Зайчика из своего мультфильма «Лиса и заяц» и Зайчика, созданного художником Юрием Васнецовым, который иллюстрировал книгу «Лиса и заяц»; рассказывал о долгом и трудном поиске правильной интонации экранного текста или достоверного жеста; говорил об абсолютной невозможности так называемого «бережного переноса» литературного текста в текст кинематографический с сохранением всех авторских особенностей и нюансов; читал стихи и восхищался изумительной кинематографичностью поэзии Пушкина и Маяковского…

 

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука