?
Владимир Маковский и Товарищество передвижных художественных выставок
С. 296-310.
Afanaseva I.
In book
Государственная Третьяковская галерея, 2022
Afanaseva I., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение 2023 Т. 13 № 2 С. 255-272
The article is devoted to the study of visual semantics in the artworks of the famous artist Vladimir Makovsky (1846–1920). This painter entered the history of Russian art as an outstanding master of “small genre”, the author of a short, fascinating story in painting. It is no coincidence that the contemporaries compared the characters in ...
Added: June 28, 2023
Afanaseva I., Художественная культура 2023 № 2 С. 156-187
The Peredvizhnik artist Vladimir Makovsky (1846–1920) went down in history of Russian art as a recognized master of “small genre”, the author of a short entertaining story in painting. This article for the first time analyses the parallels between the artworks of V. Makovsky and texts of Russian writers of the 19th century — N. ...
Added: June 21, 2023
Государственная Третьяковская галерея, 2022
Сборник основан на материалах Международной научной конференции "Товарищество передвижных художественных выставок. К 150-летию со дня основания", прошедшей в Третьяковской галерее 19—21 мая 2021 года. Статьи ведущих исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, а также из США, Великобритании, Германии и Финляндии посвящены самым актуальным проблемам осмысления истории Товарищества передвижников, взаимодействию русского и европейского искусства, соотношению реалистических и ...
Added: November 24, 2022
Afanaseva I., , in : The 5th International Conference on Art Studies: Research, Experience, Education (ICASSEE 2021). : Amsterdam : Amsterdam University Press, 2021. P. 7-16.
Painting and literature are often viewed as two different types of art, but the line between them is rather arbitrary. The classification dichotomy of the painting and the literature is associated with the traditional division of the arts and the prevailing aesthetic experience. In the second half of the 19th century, the writer and the ...
Added: August 29, 2022
Afanaseva I., В кн. : История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского. : Государственная Третьяковская галерея, 2021. С. 145-146.
Военный совет для решения вопроса об участии Москвы во время Отечественной войны 1812 года был созван М.И. Кутузовым в подмосковной деревне Фили. Он проходил в в избе крестьянина Михаила Фролова в обстановке секретности, без протокола, и точное количество участников неизвестно.
Барклай де Толли призывал покинуть Москву. Возражавший ему Беннигсен настаивал на проведении нового сражения. Кутузов, учитывая тяжелые потери в Бородинской битве, поддержал ...
Added: August 2, 2023
Afanaseva I., Метаморфозис 2019 № №3 (Выпуск 1) С. 76-81
Статья посвящена исследованию пейзажных этюдов «малых мастеров» XIX века — В.Е. Раева и
В.И. Штернберга. Несмотря на то, что в их судьбах присутствует некая типологическая общность, произведения пейзажистов представляют два диаметрально противоположных примера. В.И. Штернберг в небольших по формату этюдах с натуры стремится запечатлеть скромные, лаконичные, мотивы итальянской природы. В.Е. Раев продолжает архаизирующую линию развития пейзажной ...
Added: September 27, 2022
Steiner E. S., Russian Review 2011 Vol. 70 No. 3 P. 252-271
This article explores the sociocultural situation of the Petersburg Cooperative of Artists (Artel) and the Peredvizhniki and in doing so interprets the nature of Russian realist (in many respects, populist) art through the prism of the new reality artists of the time faced: the commodification of art and the commercialization of art’s circulation and distribution. ...
Added: February 15, 2013
Afanaseva I., В кн. : Сокровища Третьяковской галереи. : Государственная Третьяковская галерея, 2022. С. 68-69.
Владимир Маковский вошёл в историю русского искусства как признанный мастер малого жанра, автор короткого, яркого, занимательного рассказа в живописи. Он происходил из знаменитой художественной династии, родоначальником которой был его отец Егор Маковский, коллекционер, знаток и любитель искусства. До переезда в 1894 году в Санкт-Петербург жизнь художника была тесно связана с Москвой, где он создал наиболее ...
Added: January 9, 2023
Afanaseva I., В кн. : Три века русского искусства в контексте мировой культуры. : БуксМАрт, 2022. С. 37-41.
В статье на основе анализа воспоминаний современников и материалов периодической печати впервые рассмотрена творческая деятельность В.Е. Маковского как художника, аккумулирующего и переосмысливающего особенности европейского культурного наследия: на конкретных примерах рассмотрены механизмы творческой интерпретации произведений английских живописцев, французских мастеров и представителей немецкой школы. Показать искусство русского художника в контексте мировой культуры – уникальная возможность осмыслить место самых ярких ...
Added: August 25, 2022
Afanaseva I., В кн. : Сокровища Третьяковской галереи. : Государственная Третьяковская галерея, 2022. С. 58-59.
В 1871 году открылась 1-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок, где особое внимание публики привлекла картина Василия Перова "Рыболов" (1871). В тексте приводятся история создания произведения, описание, формально-стилистический анализ, а также воспоминания современников. ...
Added: January 9, 2023
М. : Государственная Третьяковская галерея, 2014
А.В.Пожидаевой осуществлена расшифровка и перевод рукописей и заметок А.А.Иванова на полях и оборотах "Библейских эскизов" с французского и итальянского языков в объеме 1 а.л. ...
Added: February 23, 2016
Steiner E. S., Cahiers du Monde Russe 2009 Vol. 50 No. 4 P. 627-646
The article analyses the relationship of a prominent group of Russian artists, who were active from the 1860s to the 1890s, with the state institutions: the imperial Academy of Arts and with the Court. ...
Added: February 26, 2013
Государственная Третьяковская галерея, 2021
Каталог выставки «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». ...
Added: August 2, 2023
Государственная Третьяковская галерея, 2022
Издание приурочено к выставке произведений русской живописи и скульптуры XIX-XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия). ...
Added: January 9, 2023
Afanaseva I., В кн. : Сокровища Третьяковской галереи. : Государственная Третьяковская галерея, 2022. С. 62-63.
Константин Маковский — известный портретист, мастер исторической и жанровой живописи. В 1863 году он стал одним из участников знаменитого "Бунта четырнадцати" и 1870 году присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. "Дети, бегущие от грозы" — одно из наиболее известных жанровых произведений К.Е. Маковского. В тексте приводятся история создания произведения, описание, формально-стилистический анализ, а также воспоминания современников. ...
Added: January 9, 2023
И.А. Афанасьева, В кн. : Аспирантский сборник. Выпуск 11. Сборник статей по материалам Международного форума молодых исследователей искусства «Научная Весна-2020». : Государственный институт искусствознания, 2021. С. 227-237.
Творчество В.Е. Маковского (1846–1920) занимает особое место в истории отечественного искусства. Ещё современники называли художника последователем «малых голландцев» и «Кнаусом передвижников», а друг живописца, писатель Н.Н. Брешко-Брешковский с восторгом рассказывал о том впечатлении, какое производили на В.Е. Маковского картины Ж.-Л.-Э. Мейссонье, М. Фортуни, Д. Уилки и Б. Вотье. В данной статье на основе анализа воспоминаний ...
Added: August 25, 2022
Chaban A., В кн. : Intermezzo festoso. Liber amicorum in honorem Lea Pild: Историко-филологический сборник в честь доцента кафедры русской литературы Тартуского университета Леа Пильд. : Издательство Тартуского университета, 2019. С. 179-192.
The article publics the letters of S. Makovskyj (the chief of the "Apollo" magazine) to his mother. ...
Added: February 11, 2019
M. : -, 2016
These collected articles by Russian, European and American academics touch upon very significant issues linked to the problem of the memory in culture: memory and the mechanisms by which art functions; archievs, museums and collecting as strategies of memory; etymology, migration and transformation of subjects and images in Russian art of the early modern age; ...
Added: February 23, 2017
Afanaseva I., В кн. : Сборник научно-исследовательских работ по итогам конкурса НИРС НИУ ВШЭ – 2016. : [б.и.], 2017. С. 119-130.
В.Э. Борисов-Мусатов — один из самых значительных мастеров символизма. Его поиски в области колорита, линий, построения пространства, техники увенчались многими находками неизвестных ранее приемов письма. Художнику удалось не только сформировать отдельные элементы, но и построить цельную живописную систему — совокупность различных выразительных средств и приемов. Исследованию творческого метода мастера посвящена данная работа. ...
Added: August 29, 2022
Afanaseva I., Sorokin P. S., Голощапов А. А., Шаги/Steps 2024 Т. 10 № 1
В статье выдвигается и рассматривается авторская типология агентности в современном искусстве (1) социальная трансформация; 2) эскапизм; 3) кризисная адаптация; 4) трансформация субъекта действия); приводятся количественные характеристики представленности каждого типа агентности и конкретные примеры. Особое внимание уделено тому, какие формы проактивного действия порождает сфера искусства, и как обнаруженные кейсы отражают более широкие процессы в социальной жизни Европы. ...
Added: December 18, 2023
Balagurov N., Вестник Пермского университета. Серия: История 2015 № 3 (30) С. 15-24
Рассматривается практика посещения Александром III выставок передвижников. На основе писем, дневников и воспоминаний современников реконструируются обстоятельства и мотивы этих визитов. Обосновывается реципрокный характер отношений императора и передвижников в контексте актуальной политической повестки и особенностей развития российского художе- ственного рынка в последней трети XIX в. Введение художественной цензуры интерпретирует- ся как реакция на модерный вызов модели ...
Added: October 18, 2015
Chaban A., Русская литература 2022 № 2 С. 78-87
The article reconstructs the emergence and development of S. K. Makovsky’s concept concern-ing the poetic hierarchy of the 1910s. The outline of the balancing of the literary forces, refl ected in his memoirs Portraits of the Contemporaries and On Parnassus of the Silver Age, began to take shape in his dispute with V. M. Zhirmunsky’s article Overcoming Symbolism. Apart ...
Added: June 21, 2022
Khlopina E., В кн. : Sztuka Europy Wschodniej • Искусство Восточной Европы • Art of the East Europe. Т. 4: Генрих Семирадский и академизм. Живопись - скульптура - художественная критика.: [б.и.], 2016. С. 163-172.
Картины С.К. Зарянко (1818-1870) воспринимаются как образец салонно-академического портрета. Но несмотря на внешнее сходство, в ряду других салонных портретистов он всегда узнаваем и выделяется индивидуальным живописным стилем. Он сформировался в мастерской А.Г. Венецианова, который развивал в своих учениках природный дар и особое чувство цвета. В статье рассматривается влияние на Зарянко живописной системы Венецианова и ее ...
Added: February 12, 2016
Balagurov N., Научные труды Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина 2015 № 35 С. 175-191
The paper examines the Arts Section of the 1882 All-Russian Exhibition in Moscow as a context for the development of the idea of a museum of national art and promotion of this idea to Alexander III. Drawing on the analysis of design, topography and ideology of the exposition as well as intellectual and sociocultural background ...
Added: March 3, 2016