?
Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования
M. :
-, 2011.
Leading author: Semenov I. N.
Editor-in-chief: Semenov I. N., Болдина Т. Г.
Compiler: Semenov I. N., Болдина Т. Г.
Semenov I. N., Аткишкина Е. В., Eliseenko A. et al., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 161-188.
В данном разделе международной коллективной монографии анализируются историко-научные предпосылки психолого-педагогического изучения рефлексивного развития целеобразования и характеризуются его психологические особенности у современных студентов как субъектов высшего образования. ...
Added: November 29, 2012
Semenov I. N., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 30-36.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются методологические проблемы и характеризуются теоретические основы рефлексивно-психологического исследования и рефлексивно-педагогического проектирования развития инновационного поликультурного образования в современных социоэкономических условиях с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Added: March 11, 2013
Semenov I. N., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 72-79.
В данном разделе международной коллективной монографии анализируются пути развития профессионального самосознания человека, обосновывается необходимость использования для этого рефлексии и представлены рефлексивные психотехнологии, разработанные в целях активизации личностно-профессионального целеобразования студентов в процессе высшего образования (по гранту «Учитель-ученики» ВШЭ N 11-04-0051 «Рефлексивное развитие личностно-профессионального целеобразования студенческой молодежи»).Рефлексивное ...
Added: March 11, 2013
Semenov I. N., Степанов С. Ю., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 36-48.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются социокультурные, этимологические, историко-научные и философские предпосылки психолого-педагогического изучения рефлексивной культуры человека как субъекта творчества и образования с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Added: March 11, 2013
Priority areas:
humanitarian
Language:
Russian
Semenov I. N., В кн. : Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. : М. : Аналитика Родис, 2011. С. 30-36.
В данном базовом разделе международной коллективной монографии анализируются методологические проблемы и характеризуются теоретические основы рефлексивно-психологического исследования и рефлексивно-педагогического проектирования развития инновационного поликультурного образования в современных социоэкономических условиях с позиций научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества. ...
Added: March 11, 2013
М. : МЭСИ, 2012
В сборнике представлены статьи, обобщающие результаты междисциплинарного изучения актуальных проблем организации и развития организационной среды в условиях современного российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 № 3 С. 37-57
В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета психологии ВШЭ и анализируются концепции рефлексии ряда его профессоров, а также обозначены формы межкафедрального (кафедр общей и психологии личности), межуниверситетского (НИУ ВШЭ и МГУ), межинституционального (ВШЭ и ИП РАН, ИФ РАН) и международного сотрудничества (c учеными Австрии, Латвии, Украины) в изучении рефлексии. ...
Added: November 26, 2012
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 1 С. 131-148
В статье дан историко-научный анализ развития классической и современной психологии восприятия. На этом фоне анализируются методологические проблемы психологического исследования самовосприятия индивидуальности с позиций инновационной рефлексивно-гуманитарной психологии. Рефлексивно-психологическая специфика самовсприятия характеризиется результатами эмпирического исследования самосвсприятия на матеориале анализа психологии творчества – художественного (М.М.Зощенко), научного (Н.Я.Пэрна), а также предлагаются рефлетехнологии рефлексивной активизации целеобразования студентов для развития их ...
Added: June 23, 2013
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
In this work the problem of learning and development of creativity with a view to the position of reflexive psychology, akmeology and pedagogics in the context of the human capital analysis in the conditions of modern society globalization is raised. The theme is urgent from the practical point of view in demand of a creative ...
Added: October 8, 2012
Аткишкина Е. В., Eliseenko A., Semenov I. N. et al., Акмеология 2011 № 3 С. 668-673
В статье анализируются историко-научные, теоретические и эмпирические аспекты психолого-акмеологического изучения рефлексивности целеполагания и самоопределения личности студентов – будущих профессионалов. Обосновывается положение о рефлексивном смыслообразовании как системообразующем факторе самоопредления личности в контексте социальной самореализации. ...
Added: December 31, 2012
Semenov I. N., Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир 2017 Т. 1 № 1 С. 121-150
В статье представлены историко-методологические основания, обобщена теоретическая база и охарактеризованы результаты эспериментальных и прикладных исследований продуктивного мышления и креативной личности с позиций бурно развивающейся на рубеже ХХ – ХХI вв. рефлексивной психологии творчества. Показана конструктивность ее взаимодействия с рефлексивной акмеологией, персонологией и педагогикой в изучении и развитии рефлексивно-творческого потенциала индивидуальности человека в современных социокультурных условиях. ...
Added: June 7, 2017
Философско-антропологическая проблематика рефлексивной психологии смысла в российском человекознании
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 2 С. 280-297
В статье эксплицируется логика развития философскоантропологической проблематики рефлексивной психологии смысла в российском человекознании от эпохи Серебряного века русской культуры до ее современного периода. Впервые анализируются философскоэтимоло гические предпосылки изучения смысла в психологической науке и характеризуются достиже ния его рефлексивнопсихологических исследований в творчестве ряда российских философов (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и ...
Added: October 3, 2017
М. : Институт психологии РАН, 2015
В сборнике обсуждаются теоретические, историко-научные, методологические, экспериментальные и прикладные проблемы взаимодействия исследовательской и практической психологии в процессе развития человекознания. ...
Added: January 13, 2016
Semenov I. N., В кн. : Психология общения и доверия: методология, теория, практика. Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ, Москва, 6-7 ноября 2014. : М. : Университет РАО, 2014. С. 348-350.
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Практична психологiя та соцiальна робота 2012 № 1 С. 53-58
В статье анализируется развитие профессиональной деятельности российско-украинского ученого В.П.Зинченко в области философии, психологии, педагогики. Дифференцируются и квалифицируются этапы развития его жизнедеятельности, а также характеризуется инновационный вклад в современную психологию сознания, рефлексии и творчества ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., Eliseenko A., В кн. : Организационная среда XXI века. : М. : МЭСИ, 2012. С. 95-100.
В данной статье анализируются методологические проблемы междисциплинарного изучения взаимодействия социокультурных, экономических, психологических, педагогических аспектов человеческого капитала и перспектив их развития в инновационном образовании в современных условиях российского общества. ...
Added: November 28, 2012
Semenov I. N., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Added: December 20, 2014
Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 № 2 С. 141-153
В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития фило софских трактовок смысла—от аналитической семантики и неокантианства через герменевти ку, феноменологию, философию жизни и ...
Added: April 28, 2014
Semenov I. N., В кн. : Психология одаренности и творчества. Монография. : М., СПб. : Издательство Нестор-История, 2017. С. 74-86.
В разделе дана панорама рефлексивной психологии творчества и анализируются ключевые направления ее развития. Эта инновационная область современного человекознания характеризуется во взаимодействии с акмеологией, персонологией, педагогикой, в т.ч. при рефлексивно-психологическом изучении продуктивного мышления и креативной личности, а также при рефлексивно-педагогическом формировании творчества и человеческого капитала как психологических ресурсов генерирования инноваций в культуре и обществе. ...
Added: November 30, 2017
Философские трактовки смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2014 № 1(77) С. 142-154
В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития философских трактовок смысла: от аналитической семантики и неокантианства через герменевтику, феноменологию, философию жизни и культуры ...
Added: December 20, 2014
Semenov I. N., Pavlov I., Акмеология 2017 № 4(64) С. 7-18
The article presents epistemological and methodological analysis of biography and psychological and pedagogical ideas of the famous scientist-humanistician of Silver Age of the Russian culture Konstantin Ventsel. The paper provides characteristics of the philosophical and pedagogical theory of liberal education and pedagogical practice of liberal school developed by Ventsel from the point of view of ...
Added: September 12, 2017
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Semenov I. N., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 3 С. 37-57
Факультет психологии НИУ ВШЭ – как один из основных центров российской психологической науки – проводит множество фундаментальных и прикладных исследований различной проблематики. Одним из бурно развивающихся на факультете направлений современной науки является изучение рядом его профессоров такого переднего края человекознания, как психология рефлексия. В статье на фоне панорамы современной философско-психологической мысли характеризуются научные школы факультета ...
Added: March 19, 2014
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Added: December 25, 2017
Semenov I. N., М. : Некоммерческий Научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2014
В книге профессора НИУ ВШЭ, Лауреата премии Президента РФ в области образования, академика АПСН, доктора психологических наук И.Н.Семенова впервые монографически изучаются проблемы развития российской психологии мышления и рефлексии в контексте взаимодействия этой инновацонной области человекознания с системодеятельностной методологией, разработанной под руководством Г.П.Щедровицкого участниками Московского методологического кружка (ММК). Идеи, принципы и технологии ММК служат методологическими средствами ...
Added: March 24, 2015
Semenov I. N., Психология в ВУЗе 2012 № 3 С. 82-86
В статье предлагается использовать разработанный автором (на базе научной школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества) проектно-исследовательский подход к изучению и развитию личностно-профессиональных особенностей учащихся и педагогов как активных субъектов образовательного процесса на его различных ступенях. ...
Added: November 26, 2012
Semenov I. N., В кн. : Современные исследования интеллекта и творчества. : М. : Институт психологии РАН, 2015. С. 375-409.
Представлен историко-наковедческий и рефлексивно-перснологический анализ развития жизнедеятельности Я.А.Пономарева и М.Г.Ярошевского, а также их взаимодействия в процессе изучения психологии творчества в Институте истории естествознания АН СССР на рубеже 1960-1970-х гг. Дана сравнительная характеристика индивидуальной судьбы обоих основателей крупнейших научных школ психологии творчества в процессе жизнедеятельности в ХХ в. Охарактеризована научная деятельность созданной Я.А.Пономаревым (в Институте психологии ...
Added: November 1, 2015
Starovoytenko E. B., Мир психологии. Научно-методический журнал 2009 Т. 57 № 1 С. 260-271
The said article is devoted to the investigation of personality intellect attitude capable of cultural innovations. Attitudes for knowledge, understanding, interpretation, dialogue, reflection, wit and creation are taken into account in the article. The article also grounds that in its harmonious development, two-way influence and in the integrating role of the attitude for creation they ...
Added: December 6, 2012