?
Эффекты дистрактора в перцептивных задачах
Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 3. С. 25-32.
Уточкин И. С.
Рассматривается влияние дистрактора (стимула, который в определенный момент является нерелевантным и игнорируется) на эффективность решения задач. Показано, что в зависимости от условий задачи и связи с целевым стимулом любой дистрактор может давать два противоположных эффекта: отрицательный - интерференцию - и положительный - эффект избыточности. Приводится классификация эффектов дистрактора по одному из возможных оснований - источнику дистрактора: эффекты, связанные с сенсорными входами; иерархические эффекты; корреляционные эффекты. Обсуждается вопрос о возможности уровнево-иерархической связи между тремя классами эффектов.
Уточкин И. С., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2012. No. 2.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на ...
Добавлено: 3 июля 2012 г.
Х. : ХНПУ, 2012
Коллективный труд, в создании которого приняли участие психологи Украины, России, Германии и Канады, отражает вклад в отечественную и мировую психологическую мысль ученых Харьковской психологической школы. Сборник приурочен к 80-летнему юбилею кафедры психологии в Харьковском национальном педагогическом университете, первым заведующим которой в 30-е годы XX века был видный ученый – Алексей Николаевич Леонтьев. ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
М. : Смысл, 2011
Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала — системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности.
Адресуется психологам. ...
Добавлено: 28 августа 2012 г.
Неврюев А. Н., Акмеология 2011 № 3 С. 278-281
Статья посвящена изучению основных закономерностей динамики развития профессионального становления студентов-психологов. Особое внимание уделяется модальностной характеристике мотивации, а также мотивации достижения успеха и избегания неудач. Был проведен анализ научных работ по тематике развития профессионального становления. В статье обосновывается актуальность подобного рода исследований.
Ключевые слова: модальностная характеристика, характеристика мотивации, студенты-психологи, профессиональное становление. ...
Добавлено: 11 января 2013 г.
Соловьева И. В., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2010 № 12 С. 374-378
Изучение мотивации вообще, и учебной - в частности является актуальной темой на протяжении как минимум последних пятидесяти лет. Представители различных научных школ разрабатывали подходы к изучению столь непростого для наблюдения и анализа объекта. Многое в отечественной психологии было сделано советскими учеными, в том числе и в Ленинградском государственном университете. Именно там работал Владимир Александрович Ганзен ...
Добавлено: 31 октября 2012 г.
Горшенин В. П., Резанович И. В., Головенко О. А., Челябинск : Южно-Уральский государственный университет, 2007
Добавлено: 15 декабря 2012 г.
Фаликман М. В., Уточкин И. С., Петербургский психологический журнал 2016 № 17 С. 104-124
В статье прослеживаются пересечения между постановкой проблемы внимания в классической психологии сознания и проблемами, обсуждаемыми в современной когнитивной психологии и нейронауке. Выделяется круг вопросов, связанных с разграничением того, что субъект может воспринять без участия внимания, а что требует его непосредственного вовлечения. Рассматриваются экспериментальные данные о восприятии сложных зрительных сцен и статистических характеристик множества одновременно предъявленных ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Boris V. Chernyshev, Брызгалов Д. В., Лазарев И. Е. и др., NeuroReport 2016 Vol. 27 No. 11 P. 837-842
Current understanding of feature binding remains controversial. Studies involving mismatch negativity (MMN) measurement show a low level of binding, whereas behavioral experiments suggest a higher level. We examined the possibility that the two levels of feature binding coexist and may be shown within one experiment. The electroencephalogram was recorded while participants were engaged in an ...
Добавлено: 31 августа 2016 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2012 № 1 С. 59-68
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана ...
Добавлено: 30 июня 2012 г.
Добавлено: 22 октября 2019 г.
Уточкин И. С., Journal of Russian and East European Psychology 2011 Vol. 49 No. 3 P. 24-39
В статье обсуждается роль внимания в непроизвольном запоминании с позиций П.И. Зинченко и теории уровней обработки Крейка и Локхарта. На основе этих подходов выдвигается идея уровней внимания. В экспериментальном исследовании испытуемые выполняли ориентировочные задания со словами при четырех различных инструкциях, предполагающих разные требования к вниманию, и впоследствии должны были припомнить слова, цвет их шрифта и ...
Добавлено: 20 января 2013 г.
Тюрина Н. А., Уточкин И. С., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 107-117
Многие характеристики множества объектов могут быть представлены в виде сводной статистики по всему множеству. Статистические свойства рассчитываются как глобальная характеристика множества объектов при восприятии свойств отдельных объектов. Предположительно, статистические свойства множества могут быть связаны с эффективностью зрительного поиска. Проведено экспериментальное исследование на материале зрительного поиска объекта по размеру, где изучалась зависимость скорости поиска от сходства ...
Добавлено: 6 октября 2014 г.
We utilized the event-related potential (ERP) technique to study neural activity associated with different levels of working memory (WM) load during simultaneous interpretation (SI) of continuous prose. The amplitude of N1 and P1 components elicited by task-irrelevant tone probes was significantly modulated as a function of WM load but not the direction of interpretation. Furthermore, ...
Добавлено: 1 ноября 2018 г.
Natalia A. Zhozhikashvili, Yulia M. Nurislamova, Nikita A. Novikov и др., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2017. No. WP BRP 81/PSY/2017.
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Чернышев Б. В., Безсонова В., Чернышева Е. Г. и др., Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека Дубна 2012 № 3 С. 1-7
Работа посвящена изучению структуры взаимосвязей между параметрами темперамента, поведенческими данными и когнитивными вызванными потенциалами в ситуации внимания. Задача, стоящая перед испытуемыми, состояла в различении стимулов слуховой модальности при реализации методики одд-болл. Показано, что более эффективная и стабильная реакция испытуемых на целевой стимул сопровождалась рядом определенных характеристик поздних когнитивных вызванных потенциалов: меньшей амплитудой N2, большей амплитудой ...
Добавлено: 3 декабря 2012 г.
Мартынова Е. Н., Шакирова С. А., Люсин Д. В., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2022. No. 131.
Добавлено: 14 июня 2022 г.
Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей для других субъектов
Поддьяков А. Н., М. : Федеральный институт развития образования, 2012
Создание обучающих, развивающих и диагностирующих трудностей различных типов при обучении в высшей школе является неотъемлемой составляющей образования. В работе рассматривается общий контекст и особенности осуществления деятельностей по созданию деструктивных, конструктивных и диагностических трудностей. Предлагается новое исследовательское поле (компликология): изучение создания трудностей, их целей, особенностей осуществления, ответных реакций на них и особенностей совладания с ними. ...
Добавлено: 23 ноября 2012 г.
Основанный на модели поведенческой саморегуляции М. Шейера и Ч. Карвера подход к исследованию оптимизма как обобщенных ожиданий относительно будущих событий успешно применяется зарубежными психологами при анализе связей оптимизма с различными психологическими характеристиками, такими, как психологическое благополучие, здоровье, адаптация к стрессу и др. Наиболее известная методика диагностики диспозиционного оптимизма, разработанная в рамках данного подхода, была взята ...
Добавлено: 25 ноября 2012 г.
Неврюев А. Н., Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки 2011 № 4 С. 95-98
Были изучены особенности мотивации будущих психологов на ранних этапах профессионального становления. Участниками исследования выступили студенты второго и пятого курсов, обучающиеся на факультете психологии. Установлено, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач имеют различные количественные показатели на втором и пятом курсах. В результате исследования удалось выяснить, что характеристика мотивации у студентов также имеет тенденцию к ...
Добавлено: 11 января 2013 г.
М. : Институт психологии РАН, 2012
Данный научный труд в двух частях включает материалы Всероссийской научной конференции, посвященной двум юбилеям – 40-летию создания Института психологии РАН и 85-летию его основателя и первого директора, члена-корреспондента РАН, известного ученого Бориса Федоровича Ломова (1927– 1989). Материалы книги, с одной стороны, отражают сложившуюся в настоящее время в современной психологической науке систему основных отраслей, научных направлений ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.
М. : Институт психологии РАН, 2012
Книга посвящена состоянию и особенностям развития экспериментального метода в российской психологии. Она содержит около 200 статей, с разных сторон раскрывающих проблему эксперимента: от теоретико-методологических оснований до особенностей его реализации в конкретных отраслях психологической науки. Данный труд является содержательным продолжением серии научных работ, посвященных проблемам эксперимента в психологии, выпущенных за последнее время («Экспериментальная психология в России: ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.
Чернышев Б. В., Медведев В. А., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. WP BRP 70/PSY/2016.
Добавлено: 25 декабря 2016 г.