Болотов Виктор Александрович
- Профессор:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный руководитель:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Ординарный профессор (2016)
- Заслуженный профессор (2019)
- Член Ученого совета НИУ ВШЭ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 23 года.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2009Академик РАО
- 2009Ученое звание: Профессор
- 2005Член-корреспондент РАО
- 2001Доктор педагогических наук
- 1988Ученое звание: Доцент
- 1981Кандидат физико-математических наук
- 1975
Специалитет: Красноярский государственный университет, специальность «Математика», квалификация «математика»
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2023)
- Почетный знак I степени Высшей школы экономики (май 2022)
- Благодарность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (август 2021)
- Медаль имени В.В. Давыдова (июль 2020)
- Почетный знак II степени Высшей школы экономики (июнь 2020)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2017)
- Премия Правительства РФ в области образования (ноябрь 2013)
- Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (июль 2012)
- Благодарность Высшей школы экономики (июнь 2012)
- Почетная грамота Российской академии образования (апрель 2012)
- Почетная грамота Правительства Российской Федерации (апрель 2012)
- Медаль "20 лет Приднестровской Молдавской Республике" (октябрь 2010)
- Медаль "За отличие в службе" Федерального агентства специального строительства (июнь 2007)
- Медаль "За содружество во имя спасения" (декабрь 2005)
- Медаль "В память 1000-летия Казани" (июнь 2005)
- Медаль "За укрепление боевого содружества" (июнь 2003)
- Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (июнь 2003)
- Орден Почета (февраль 2003)
- Медаль "200 лет МВД России" (сентябрь 2002)
- Медаль "В память 200-летия Минюста России" (сентябрь 2002)
- Медаль "В память 850-летия Москвы" (декабрь 1997)
Полномочия / обязанности
Научное руководство центром психометрики и измерений в образовании Института образования
Участие в редколлегиях научных журналов
Член редакционного совета журнала "Высшее образование сегодня"
Член редакционной коллегии Журнала "Педагогика"
С 2013 г.: член редколлегии журнала «Вопросы образования».
Конференции
Публикации64
- Книга Шибанова Е. Ю., Малиновский С. С., Тойлуг-оол М. М., Дудина А. И. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Т. 2. Вып. 36. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования., 2021.
- Книга Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021.
- Книга Хавенсон Т. Е., Котик Н. В., Королева Д. О. Пять профилей технологической готовности школьных учителей: от «скептиков» к «исследователям» / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек, Е. А. Терентьев; под общ. ред.: С. И. Заир-Бек; науч. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Т. 1. Вып. 35. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Болотов В. А., Мотова Г., Наводнов В. Г., Рыжакова О. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 9-24.
- Книга Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: В. А. Болотов. Вып. 3(28). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Абдиев К. С., Акулова Б. Т., Болотов В. А., Горбовский Р. В., Джафаров С. Ф., Есаян А. Г., Захир Ю. С., Ленская Е. А., Микаилова У. Т., Ореховский С., Пиотух Е. И., Хамзина С. А. Оценка работы школ в постсоветских странах / Под общ. ред.: В. А. Болотов, Р. В. Горбовский, Е. А. Ленская. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi
- Глава книги Болотов В. А., Левицкий М., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // В кн.: Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Под общ. ред.: Ю. П. Зинченко. Ростов н/Д, Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. С. 21-36.
- Книга Болотов В. А., Горбовский Р. В., Вальдман И. А., Аббасзаде М. М., Абдиев К. С., Алиев Н. Л., Багдасарян А. Г., Валькова И. П., Икроми Х. И., Примбетова Г. С., Шамшидинова Б. С. Поступление в вузы в постсоветских странах: экзамены как инструмент решения государственных задач / Под общ. ред.: В. А. Болотов, Р. В. Горбовский. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. doi
- Глава книги Болотов В. А. Тенденции и риски в образовании в 2012-2022 годах // В кн.: Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы. Материалы XV ежегодной Международной научно-практической конференции. М. : Дело, 2020. С. 16-22.
- Книга Королева Д. О., Науширванов Т. О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики: Факты образования. Выпуск 6 (31) 2020 г. / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 5. Вып. 31. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Bolotov V., Motova G., Navodnov V. The Monitoring of Monitoring: What’s Wrong with the Ministry’s New Approach to Supervision of Effectiveness of Higher Education Institutions’ Performance? // University Management: Practice and Analysis. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 5-13. doi
- Статья Болотов В. А. Аккредитация вузов: порядки и беспорядки // Образовательная политика. 2019. № 1-2. С. 64-66.
- Книга Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Абанкина И. В., Алашкевич М. Ю., Болотов В. А., Добрякова М. С., Дудырев Ф. Ф., Зиньковский К. В., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Овакимян А. Г., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенов А. Л., Семенов Д. С., Сергоманов П. А., Сорокин П. С., Уваров А. Ю., Шилова Н. П. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / Рук.: Я. И. Кузьминов; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, П. С. Сорокин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Статья Коноплина Н. В., Засыпкин В. П., Бозиев Р. С., Абрамовских Н. В., Болотов В. А., Вербицкий А. А., Зборовский Г. Е., Лазарев В. С., Лашкова Л. Л., Нацаренус Н. Н., Носова Л. Н., Орлов А. А., Панченко А. Б., Солдатенков Ф. Н., Шибаева Л. В. Круглый стол журнала "Педагогика" в Сургутском государственном педагогическом университете: "Роль педагогических вузов в реализации национального проекта "Образование" // Педагогика. 2019. № 12. С. 58-94.
- Книга Де Гроф Я. М., Янкевич С. В., Агранович М. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Бысик Н. В., Волкова Н., Де Амбросис Винья А., Еремина О., Княгинина Н. В., Красницка И., Красноусов С., Майоров А. Н., Матвеев В., Мерцалова Т. А., Новоселов И. С., Поветкина Н., Путило Н., Пучков Е. В., Рейнеке М., Рейнеке Р., Рихтер И., Руссо Ч., Сидорова И., Фюссель Х., Чиганова Е. Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / Перев.: Е. В. Пучков. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Abankina I., Alashkevich M., Bolotov V., Dobryakova M. S., Dudyrev F., Froumin I., Koreshnikova Y., Korshunov I., Kosaretsky S., Mertsalova T., Odoevskaya E., Ovakimyan A., Platonova D., Semenov A., Semyonov D., Sergomanov P., Sorokin P. S., Uvarov A., Zinkovsky K. 12 Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics / Ed. by Y. Kuzminov, I. Froumin. M. : National Research University Higher School of Economics, 2018. doi
- Книга Хавенсон Т. Е., Королева Д. О., Лукина А. А. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 6. Вып. 21. М. : НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А., Петлин А. В. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 7(22). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Статья Рубцов В. В., Лекторский В. А., Эльконин Б. Д., Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т., Фрумин И. Д., Громыко Ю. В., Болотов В. А., Лазарев В. С., Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е., Цукерман Г. А., Уразалиева Г. К., Ковалева Т. М. От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 5-30. doi
- Статья Болотов В. А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 287-297. doi
- Книга Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Факты образования Выпуск №2 (17) 2018 "Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 17. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Книга Королева Д. О., Хавенсон Т. Е., Андреева А. А. Ландшафт образовательных инноваций: содержание и структура: Факты образования. Спецвыпуск 5 (14) (сентябрь 2017 г.) / Науч. ред.: В. А. Болотов. Т. 5. Вып. 14. М. : НИУ ВШЭ, 2017.
- Книга Дудырев Ф. Ф., Козлов В. А., Шабалин А. И., Кузеванова Ю. В. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 г.: влияние демографических факторов / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. 13: Факты образования Выпуск № 4 (13) 2017. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
- Книга Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Индекс образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации в 2014 г.: Факты образования. Спецвыпуск №1 (август 2016 г.) / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №1: Спецвыпуск. М. : [б.и.], 2016.
- Статья Наводнов В. Г., Болотов В. А., Енчикова Е. С., Карданова Е. Ю., Илюшина Н. В. К вопросу об оценке качества инженерного образования // Высшее образование сегодня. 2016. № 6. С. 3-8.
- Книга Болотов В. А., Вальдман И. А., Горбовский Р. В., Захир Ю. С., Мерцалова Т. А. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор). М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016.
- Книга Сергеев Н. К., Сериков В. В., Белозерцев Е. П., Болотов В. А., Бондаревская Е. В., Куликова С. В., Борытко Н. М., Писарева С. А., Тряпицына А. П., Зайцев В. В., Синенко Т., Белоус Е. Н., Ерофеева Е., Чандра М. Ю., Кекеева З. О., Гришина Ю. В., Сахарчук Е. И., Опфер Е. А., Сергеева Е. В., Кузибецкий А. Н., Затямина Т. А., Окерешко А. В. Непрерывное образование учителя: теория и практика. Волгоград : ООО Принт, 2016.
- Глава книги Болотов В. А., Лавренюк Е. Н. Основные тенденции развития системы профессионального развития педагогических кадров // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 307-309.
- Книга Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Книга Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Плеханов А. А. Российские школы: информационная революция продолжается: - информационный бюллетень «Факты образования» / Под общ. ред.: В. А. Болотов; науч. ред.: С. И. Заир-Бек. Вып. 4. М. : [б.и.], 2016.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В. Факты образования ВЫПУСК № 2 Тематической серии "Мониторинг системы образования": Начальное, основное и среднее общее образование / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №2: Спецвыпуск №2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Статья Болотов В. А., Лавренюк Е. Н., Никитин И. В. Демонополизация системы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций как фактор развития // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 112-116.
- Статья Болотов В. А., Рубцов В., Фрумин И. Д., Марголис А., Каспржак А. Г., Сафронова М., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13-28.
- Статья Болотов В. А., Карданова Е. Ю., Енчикова Е. С., Илюшина Н. В., Наводнов В. Г. К вопросу об оценке качества высшего образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 3-8.
- Статья Болотов В. А., Пылин В. В., Наводнов В. Г., Порядина О. В. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров // Высшее образование сегодня. 2015. № 3. С. 19-23.
- Глава книги Болотов В. А., Бухарова Е., Дробушевский И., Стойко Н., Эльконин Б. Д., Хасан Б. И. Панельная дискуссия "Свободы и ограничения в практиках развития" // В кн.: Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции / Под общ. ред.: Б. И. Хасан, Л. А. Новопашина. Красноярск : Институт психологии практик развития, 2015. С. 8-38.
- Статья Рубцов В., Собкин В., Кудрявцев В., Лазарев В., Фрумин И. Д., Панов В., Василев В., Чудинова Е., Болотов В. А., Цукерман Г., Красавина Н. По итогам научно-практической сессии "Теория и практика учебной деятельности: традиции и инновации" к 85-летию со дня рождения В. В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 197-219.
- Статья Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.
- Статья Болотов В. А., Вальдман И. А. Как оценивать образовательные достижения школьников. // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 1. С. 30-37.
- Глава книги Болотов В. А. Предисловия. Публичные рейтинги в образовании: оценка качества и качество оценки // В кн.: Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сборник материалов / Под общ. ред.: В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Ю. В. Съедин, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 6-8.
- Книга Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сборник материалов / Под общ. ред.: В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Ю. В. Съедин, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
- Книга Bolotov V., Kovaleva G., Pinskaya М., Valdman I. Developing the Enabling Context for Student Assessment in Russia. Washington : The World Bank, 2013.
- Статья Bolotov V., Valdman I., Kovaleva G., Pinskaya М. The Russian System of Assessing the Quality of Education: Key lessons (Analytical Review) (начало, окончание в №4) // Strategies for Policy in Science and Education. 2013. Vol. XXI. No. 3. P. 400-413.
- Статья Bolotov V., Valdman I., Kovaleva G., Pinskaya М. The Russian System of Assessing the Quality of Education: Key lessons (Analytical Review) (окончание, начало в №3) // Strategies for Policy in Science and Education. 2013. Vol. XXI. No. 4. P. 552-574.
- Статья Болотов В. А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников. // Педагогика. 2013. № 8. С. 15-26.
- Глава книги Каспржак А.Г. (руководитель авторского коллектива), Фрумин И.Д. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т. В., Адамский А. И., Болотов В. А., Бысик Н. В., Духанина Л. Н., Косарецкий С. Г., Ковалева Т. М., Куренной В. А., Ленская Е. А., Майоров А. Н., Мокринский М. Г., Прохоров А. В., Пинская М. А., Федюкин И. И. Глава 11. Новая школа // В кн.: Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под общ. ред.: Б. В. Грозовский, А. Б. Жулин, О. Макарова, С. М. Плаксин, К. Ю. Рогов, С. Г. Синельников-Мурылев, И. Федотов, Л. И. Якобсон; науч. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов. Кн. 1. М. : Дело, 2013. Гл. 11. С. 300-358.
- Книга Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, Т. А. Мерцалова, Т. В. Тимкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.
- Книга Болотов В. А., Вальдман И. А., Ковалева Г. С., Пинская М. А. Развитие стимулирующей среды для оценки достижений учащихся в России. Вашингтон : Всемирный банк, 2013.
- Статья Болотов В. А., Вальдман И. А. Информирование различных целевых групп как условие эффективного использования результатов оценки учебных достижения школьников // Проблемы современного образования. 2012. № 6. С. 187-202.
- Статья Вальдман И. А., Болотов В. А. Как обеспечить эффективное использование результатов оценки образовательных достижений школьников // Образовательная политика. 2012. № 1. С. 36-42.
- Статья Болотов В. А. Педагогическое образование: есть ли шанс? // Директор школы. 2012. № 10(173). С. 12-17.
- Статья Болотов В. А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников / Перев.: И. А. Вальдман // Педагогика. 2012. № 6. С. 39-45.
- Статья Болотов В. А. Новые стандарты и развивающее обучение // Образовательная политика. 2011. № 5(55)
- Статья Фрумин И. Д., Болотов В. А. Ценность оценки: к выходу в свет книг серии "Национальная оценка учебных достижений" // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 36-38.
- Статья Болотов В. А. Научно-педагогическое обеспечение оценки качества образования // Проблемы современного образования. 2010. № 1. С. 9-13.
- Статья Болотов В. А. О путях и стратегии развития высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 9. С. 6-11.
- Статья Болотов В. А. Оценка качества e-learning в России // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 100-101.
- Статья Болотов В. А. Готовы работать со всеми разумными партнерами // Аккредитация в образовании. 2005. № 2. С. 4-7.
- Статья Болотов В. А. Письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова № 01-17/05-01 от 11 июня 2004 г. "О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования" // Экономика образования. 2005. № 2. С. 144-146.
Опыт работы
С 1990 по 1992 гг. – начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России.
С 1992 года по 2004 год – заместитель, затем первый заместитель Министра образования Российской Федерации.
В 2004 году назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
С 2008 по 2013 год - вице-президент Российской академии образования.
С 2013 года работает в НИУ ВШЭ научным руководителем Центра мониторинга качества образования Института образования
Информация*
- Общий стаж: 51 год
- Научно-педагогический стаж: 23 года
- Преподавательский стаж: 14 лет
Биография
Родился 05 июня 1952 в городе Улан-Удэ. Организатор образования в России, специалист в области педагогики, доктор педагогических наук (2001), профессор (2009), действительный член Российской академии образования (2009), почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1995), Йорского университета (Великобритания) (2003).
С отличием окончил математический факультет Красноярского государственного университета (1975), защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук (1980). Работал в Красноярском государственном университете (1981 – 1990).
С 1990 по 1992 гг. – начальник Главного управления педагогического образования Минобразования России.
С 1992 года по 2004 год – заместитель, затем первый заместитель Министра образования Российской Федерации.
В 2004 году назначен руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
С 2008 по 2013 год - вице-президент Российской академии образования. В настоящее время – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ.
Был одним из создателей Красноярской летней школы по естественным наукам для одарённых детей Сибири.
В 1985 году стал лауреатом премии ЦК ВЛКСМ за работу с одаренными детьми. В.А. Болотовым была сформулирована личностно-ориентированная концепция, положенная в основу подготовки педагогов в Красноярском государственном университете. Данная концепция опирается на культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогике. Результатом его научных разработок в этой области явилось теоретическое обоснование необходимости изменения основной парадигмы подготовки педагогов, переход от предметно-ориентированной практики подготовки педагогов к личностно-ориентированной. Создал первый в СССР психолого-педагогический факультет в Красноярском государственном университете и был первым его деканом (1987-1990). В настоящее время результаты его теоретических и практических разработок используются во многих педагогических учреждениях России.
В 2001 году был одним из членов рабочей группы по созданию проекта Концепции модернизации образования, впоследствии одобренной Государственным советом Российской Федерации и утвержденной Правительством Российской Федерации. Организатор и координатор работ ряда направлений модернизации образования, в т.ч. по введению в России единого государственного экзамена, совмещающего выпускные и вступительные экзамены.
Автор более 150 научных и научно-методических трудов.
Член Президиума ВАК. Лауреат премий Правительства Российской Федерации в области образования (2000 и 2013 гг.).
Персона года (2002) общественно-политическая сфера номинация «Персона в образовании». Лауреат премии «IT Лидер 2003 г.» за выдающийся вклад в развитие информационных технологий в России.
Признан «Учительской газетой» человеком года в образовании (2004).
Награжден орденом Почета, грамотой Президента России за подготовку проведения референдума по принятию Конституции Чеченской Республики, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества», «В память 200-летия Минюста России», «200 лет МВД России».
«Ученый совет хранит, передает и укрепляет ДНК университета»
19 марта пройдет Конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ
Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ
Впервые за два с лишним года заседание прошло в очном формате. В нем приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов и вице-президент компании VK Дмитрий Смыслов, были рассмотрены прорывные проекты университета в области инженерии и искусственного интеллекта, избраны новые заслуженные профессора и ординарные профессора НИУ ВШЭ.
«Когда нам нужно содержательное и глубокое экспертное мнение, мы с вами на связи»
Очередной вторничный семинар Института образования НИУ ВШЭ был посвящен юбилею ординарного и заслуженного профессора, научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктора Болотова. 5 июня ему исполнилось 70 лет. Он выступил одним из идеологов образовательных реформ рубежа XX–XXI веков, под его руководством произошел переход к ЕГЭ. Коллеги и друзья поздравили Виктора Александровича и рассказали о его роли в развитии образования в постсоветской России.
Пора строить платформу для онлайн-ЕГЭ
Когда ударила пандемия, учебу худо-бедно удалось организовать в дистанте – а вот с оценкой качества образования на удаленке оказалось гораздо сложнее. Даже текущий контроль за тем, как ученики осваивают материал, сильно пострадал, а экзамены с высокими ставками тем более сложно было бы проводить дистанционно. Россия в 2020-м отменила ОГЭ для девятиклассников, а ЕГЭ провела в традиционной форме, но позже и с высокими мерами безопасности. Примерно так же поступили большинство государств. Эксперты из постсоветских стран обсудили опыт своих образовательных систем в книге «Оценка качества образовательных систем в условиях дистанционного обучения». Ее выпустили Всемирный банк, НИУ ВШЭ и Евразийская ассоциация оценки качества образования.
Школа после пандемии: «В образовании произошли необратимые изменения»
Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов контроля их работы. Эксперты считают, что ни российская, ни мировая системы образования оказались не готовы к жестким вызовам. О том, какие уроки следует извлечь из новой ситуации, говорили участники сессии в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Когда «цифру» внедряют сверху, педагоги видят в этом недоверие к себе
Платформы избавляют педагогов от рутины и делают программу интереснее для учеников. Казалось бы, это аксиома, и все должны быть рады. Но в среде преподавателей часто встречается другое отношение к новым технологиям. Особенно – на первом этапе и если эти технологии внедряются «сверху», по решению дирекции или чиновников. В чем причины сопротивления инновациям, как и благодаря чему преподаватели постепенно меняют свое мнение – обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Cетевой анализ расскажет о школе больше учителей
Когда люди вместе работают над какими-либо проектами или используют идеи друг друга – остаются цифровые следы. Анализ этих следов открывает массу возможностей в образовании: можно оценивать активность учеников в проектной работе, типологизировать школы, наблюдать за тем, где и как рождаются сообщества педагогов. На открытом семинаре ВШЭ Евгений Патаракин, ведущий эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, и Светлана Вачкова, директор Института системных проектов МГПУ, рассказали о модели анализа цифровых следов учителей и учеников.
Будущая система оплаты труда должна учесть изменения в учительской профессии
За последние 15 лет систему оплаты труда учителей пытались «настроить», как минимум, дважды. В конце нулевых – когда государство ввело НСОТ, новую систему оплаты труда для бюджетников. Тогда-то и появилась та тройка, которой сегодня жонглирует школа: базовая часть, компенсации и стимулирующие выплаты. А в 2012 году «майский» указ Президента потребовал привязать зарплату учителя к средней по экономике региона. К чему пришли и что поменять, чтобы учителя стали получать больше и выплаты эти были бы прозрачны – эксперты, чиновники и парламентарии обсудили на открытом семинаре ВШЭ по образованию. А новую систему, которая сделает понятной и справедливой зарплаты учителей в масштабах одного региона, Минпросвещения анонсировало прямо на семинаре.
Бедный учитель: зарплаты педагогов заставляют их заниматься подработкой
Действующая система оплаты труда педагогов не привела к улучшению положения дел в системе образования. При этом в последние годы зарплаты учителей сокращаются. Как сделать систему справедливой и понятной, обсудили эксперты Института образования ВШЭ, других вузов и профильные чиновники.
Учиться играючи: стоит ли превращать традиционную школу в игровую комнату
Какой должна быть учеба в школе, чтобы она была максимально полезной и интересной для детей, а полученные навыки соответствовали запросам работодателей? Как надо организовать современное образовательное пространство? Влияет ли неравенство на успешность и выбор профессии? Эксперты Вышки и других исследовательских центров обсудили внешкольные игровые формы обучения и проблемы их внедрения в школьное образование.
Вышла электронная версия книги Александра Милкуса о реформе советского образования
На книжных сайтах появилась электронная версия издания «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло». Эта книга – часть проекта «Свободная школа», который выполняла ПУЛ медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ в течение трех лет. О том, как менялась система образования в России, рассказывают бывшие министры Владимир Филиппов и Андрей Фурсенко, заместители министров Александр Асмолов, Виктор Болотов, Елена Чепурных, Игорь Реморенко, Наталья Третьяк, Владимир Шадриков, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
От тотального к рациональному: как родительский контроль влияет на успехи старшеклассников
Дети из семей с высокими доходами и высшим образованием родителей имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. А вовлеченность родителей в учебный процесс не влияет на снижение неравенства в доступе к высшему образованию. К такому выводу пришли эксперты Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
Красноярская педагогическая аномалия: драйв, провокационные идеи и доля наивности
Вопрос о формировании новых точек роста является одним из ключевых в образовательной политике, но возможно ли повторить успешный опыт прошлого? На вторничном семинаре разбирали феномен психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета, какие факторы повлияли на успех проекта, и что нужно сделать, чтобы это сработало сегодня.
«Маленький ядерный взрыв»: как готовили педагогов и психологов в Красноярске тридцать лет назад
Участники традиционного вторничного семинара Института образования ВШЭ обсудили, как создать научно-образовательный центр мирового уровня – на примере психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета конца 1980-х – начала 1990-х годов. Семинар был посвящен памяти одного из лидеров этого проекта, профессора Сибирского федерального университета и приглашенного профессора ВШЭ Бориса Хасана, скончавшегося 14 января.
Памяти Мастера
Трагическая новость пришла из Красноярска. Не стало нашего коллеги и товарища Бориса Хасана. Мы знали Бориса Иосифовича не только как выдающегося педагога и психолога, создателя российской школы по педагогике развития, но и как друга, стоявшего у истоков многих инициатив Института образования.
«Эффективные школы» под подозрением
Советский Союз распался 30 лет назад, осколки некогда общей школьной системы уже мало похожи друг на друга. Но, оказывается, если сравнить системы оценки образования в деталях, можно увидеть общие проблемы – и понять, на какие примеры равняться, чтобы их разрешить. Такой опыт проделали эксперты семи стран, объединенные в рамках общего проекта Шанинки и Инобра. Результат их работы – монографию под редакцией Виктора Болотова, Ростислава Горбовского и Елены Ленской – выпустила Вышка.
Новые ректоры похожи на старых
Университеты меняются, трансформируется политика их управления, ставятся новые задачи, а решать их призваны управленцы нового типа. На вторничном семинаре исследователи Европейского университета в Санкт-Петербурге ответили на вопросы, отличаются ли новые управленцы в вузах от прежних, и как смена лидера отражается на эффективности университета.
Вышка учредила грант имени Ефима Когана в честь 80-летия
Сегодня, 8 ноября, выдающемуся деятелю российского образования Ефиму Когану исполнилось бы 80 лет. Он сочетал в себе качества неординарного интеллектуала – ученого, доктора наук, – и креативного, решительного практика. Ефим Яковлевич много сотрудничал с Институтом образования Высшей школы экономики и стоял у истоков магистратуры «Управление образованием». В память об этом неординарном человеке Вышка учреждает специальный грант, который поможет масштабировать и изучать опыт лучших управленцев в образовании.
Как оценивать знания в эпоху covid?
В этом году у школы и вузов было много поводов для головной боли: со всеми понемногу разобрались, а одну из главных проблем решить так и не смогли. Экзамены. Как их проводить в чрезвычайной ситуации? Сейчас уже и забылось, что весной всерьез обсуждалась отмена ЕГЭ или его перенос в онлайн-формат. Обстановка позволила сдать ЕГЭ почти «как обычно», но принципиальных решений так и не нашли. Их поиск станет одной из главных тем конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования, которая пройдет онлайн 13-14 ноября.
«Цифра» есть, а цифр не хватает
Из-за пандемии качество образование падает: об этом говорят все. А где цифры? Кто это измерил, и можно ли вообще точно измерить? Эксперты надеются найти ответы и общие решения на конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), которая состоится 13-14 ноября – к участию в ней еще можно присоединиться.
Дети с удовольствием идут в первый класс и с ненавистью – в четвертый
Вторничный семинар Института образования был посвящен проблеме субъективного благополучия детей в школе. Психометрики озвучили результаты исследований — как меняются самочувствие и переживания школьников в разном возрасте, и представили инструмент, с помощью которого можно делать такие измерения. Возможно, новые данные позволят поставить вопрос о другой логике деления школы на начальную и основную.
Перестройка школы 2.0: золотое время игры
Школа приходит в себя после глубокого потрясения. Месяцы невероятного напряжения для большинства детей сменились каникулами. Пожалуй, никогда школа не ощущала такого внимания всего общества. Работа «за стеклом» проявила многие застарелые проблемы. Опираясь на исследования и комментарии экспертов, отдел продвижения Инобра разбирает возможные решения и анализирует новый опыт.
Задание государственной важности
Сторонники и противники ЕГЭ продолжают спорить, но эта ситуация характерна не только для России. В других странах бывшего СССР реформы систем вступительных экзаменов вызывают не менее горячие дискуссии. Ученые из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана проанализировали достижения и трудности, плюсы и минусы своих национальных моделей поступления в вузы. Они во многом схожи, но главное — во всех этих государствах удалось уменьшить коррупцию, которая существовала вокруг высшего образования, и значительно снизить неравенство возможностей для абитуриентов. Опыт шести стран обобщили в монографии «Поступление в вузы в постсоветских странах: экзамены как инструмент решения государственных задач». Она издана Высшей школой экономики под редакцией Виктора Болотова и Ростислава Горбовского.
Пятерку получить будет сложно, двойку — тоже. Виктор Болотов — о том, что будет с ЕГЭ в 2020-м
Как сдавать ЕГЭ в этом году, по-прежнему непонятно. И возможно, нынешняя форс-мажорная ситуация показывает несостоятельность самой идеи единого экзамена. «Отцом ЕГЭ» называют Виктора Болотова, бывшего руководителя Рособрнадзора, замминистра образования, а ныне научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. Именно он разработал принципы этого экзамена, был его главным идеологом и куратором.
«Трудозатраты добросовестных преподавателей стали выше»
При переходе на дистант в высшей школе содержание образования остается прежним, меняется лишь его форма. Ведущие вузы используют цифровые технологии для сохранения и повышения качества, при этом расходы на учебный процесс не снижаются, считают опрошенные порталом ВШЭ эксперты.
Эксперты ВШЭ: в связи с пандемией интерес к новым профессиям возрос
Участники очередного семинара Института образования ВШЭ обсудили перспективы появления новых профессий и трансформации уже существующих. О проекте «Атлас профессий будущего» рассказала Галина Волкова – младший научный сотрудник отдела исследований человеческого капитала Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ВШЭ.
Экспертам образования не хватает голоса
Опубликован первый публичный рейтинг российских экспертов в сфере образования. Из 50 человек, включенных в него, восемь – сотрудники НИУ ВШЭ и еще двое – совместители там же. Составители изучили упоминаемость, уровень признания и популярности. Выяснилось – большинство авторитетных экспертов мало вовлечены в процесс принятия решений. Низкая активность в социальных сетях и медиа мешает тому, чтобы их голос был услышан.
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
2 декабря 2019 года прошли «Чтения, посвященные 90-летию со дня рождения академика РАО Д.И. Фельдштейна»
2 декабря Российская академия образования провела чтения, посвященные 90-летию со дня рождения доктора психологических наук, академика РАО Давида Иосифовича Фельдштейна. В рамках мероприятия обсуждались дискуссионные проблемы взросления человека в процессе онтогенеза в контексте теоретико-методологических подходов и направлений исследований Д.И. Фельдштейна.
Пятибалльная система устарела? Что и когда обсудят на конференции ЕАОКО в Минске
14 ноября в Минске открывается восьмая конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО). По словам президента ассоциации Виктора Болотова, ее темой станет проблема внутриклассного и внутришкольного оценивания. Опубликована программа конференции: в течение двух дней участники из разных стран будут обсуждать, как оценивать не только знания и навыки школьников, но и качество образовательной среды.
Виктор Болотов избран в Общественный совет при Минобрнауки России
Министерство науки и высшего образования России опубликовало список членов Общественного совета – этот орган будет оценивать наиболее значимые инициативы министерства и эффективность его работы в целом. По результатам конкурсного отбора, который проводила Общественная палата России, в совет вошли авторитетные ученые, педагоги, эксперты. Очень приятно, что в их числе – наш коллега, заслуженный профессор ВШЭ, научный руководитель Центра психометрики Института образования Виктор Болотов.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Наши профессора заслужили!
И.Абанкина, В.Болотов, А.Каспржак, И.Фрумин удостоены высшего статуса ВШЭ.
Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу
Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.
"Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк."
Самые яркие цитаты семинара "Мифы о поколении Z".
International Experts Discuss Strategies to Lead the Way in Effective Multi-level Governance in Education
In November, IOE welcomed a cohort of top-notch law & policy experts from the U.S., Russia, Poland, Belgium, South Africa and Germany for the first international conference, ‘Multi-level Governance in Education: Top-down Governance, Transfer of Authority, and Regional Cooperation.’ A joint initiative between IOE and the ‘EduLaw’ (Erasmus+ Mundus – Curriculum Development) project, the event featured multi-prism debate about how more justified central–local power schemas in education can be devised as an important condition for shaping more effective, equity-centric L&D environments.
В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» прошла международная научная конференция «Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество»
Конференция проводилась Центром образовательного права Института образования НИУ ВШЭ при участии международного проекта ‘EduLaw’ (Erasmus+ Mundus – Curriculum Development).
В НИУ ВШЭ впервые защитили диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований
11 сентября выпускник аспирантуры Института образования ВШЭ Иван Смирнов защитил диссертацию кандидата наук об образовании на тему «Дифференциация учащихся по академической успеваемости в социальной сети». Его диссертация состоит из четырех публикаций в научных журналах, а также описания методологии, дизайна и основных результатов исследования.
Курс П.Г. Щедровицкого: более 200 участников
В Институте образования завершился первый открытый курс Петра Щедровицкого «Продуктивное действие в образовании». Более 200 человек участвовало в двух модулях курса в ноябре и декабре 2017 года. По итогам будет разработан онлайн-курс.
Образование требует качественной оценки
22-23 сентября в Кочубей-центре НИУ ВШЭ состоялась Международная конференция «Мониторинги, рейтинги, рэнкинги как инструменты управления качеством образования», на которой эксперты из десяти стран обсудили актуальность появления специалистов по программе PhD «Измерение качества образования», а также глобальный запрос на единый инструментарий и индикаторы измерения качества образования.
Юбилей Виктора Александровича Болотова
5 июля юбилей Виктора Болотова, научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ.
Юбилей Виктора Александровича Болотова
5 июня юбилей Виктора Болотова, научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ.
Как использовать образовательные стандарты?
16–18 февраля 2017 г. эксперты Института образования НИУ ВШЭ приняли участие в работе XIV международной конференции «Тенденции развития образования». Темой этого года было обсуждение проблемы использования и оценки образовательных стандартов. На конференции присутствовали педагоги, руководители учебных заведений и другие представители сферы образования.
Результаты Конкурса аналитических работ на получение премии имени А.А.Пинского
На прошедшей 15 декабря конференции «Новая школа» были объявлены итоги Конкурса аналитических работ в области образования.
Конференция в Ереване
Руководство Центра мониторинга качества образования, Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов и Елена Карданова, а также сотрудники Центра Алина Иванова и Ирина Брун приняли участие в конференции в рамках технической поддержки Российской программы содействия образованию в целях развития (READ 2).
В Институте образования с успехом прошли повышение квалификации педагогические кадры из регионов
152 слушателя – представители профессорско-преподавательского состава и специалисты учебно-методических служб вузов из 16 субъектов Российской Федерации – обучались на программе, включавшей в себя три этапа. Программа проводилась в рамках большого проекта по подготовке педагогов для среднего профессионального образования, который курирует Центр развития лидерства в образовании Инобра.
"Оценка должна показывать ученику его слабые и сильные стороны"
Специалисты из разных стран сегодня уделяют особое внимание оценке качества образования школьников. В преддверии Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования: проблемы и перспективы" на актуальные вопросы по этой теме ответил в интервью корреспонденту РИА Новости президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Инобра Виктор Болотов.
Наш ответ новым вызовам в системе СПО
Институт образования будет работать над проектом по проектированию и реализации новых программ подготовки педагогов для системы профессионального образования. Заказчиком проекта выступило Министерство образования и науки РФ.
Новые ординарные профессора ВШЭ
На заседании Ученого совета 29 апреля 2016 года было принято решение о присвоении почетного звания (статуса) ординарного профессора 25 профессорам Высшей школы экономики.
Форум "Евразийский образовательный диалог" проходит в Ярославле
Качество образования – основная тема форума, насчитывающего в этом году рекордное число участников. Институт образования НИУ ВШЭ, традиционно являющийся соорганизатором мероприятия, делегировал на форум внушительную группу, в которую входят И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, С.Г. Косарецкий, А.Г. Каспржак, Ф.Ф. Дудырев, Т.А. Мерцалова и другие сотрудники.
«Идеи Эльконина и Давыдова пока не стали массовыми, но они для всех»
Недавно в Институте образования прошел очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», темой которого стала одна из уникальных методик обучения – система развивающего обучения Эльконина - Давыдова. Семинару, участники которого делились своими размышлениями о том, почему при всех своих очевидных преимуществах система развивающего обучения так и не стала главенствующей в отечественной педагогике, посвящена развернутая статья в «Учительской газете».
Исполнилось 30 лет манифесту «Педагогики сотрудничества»
В программе «Тем временем» на канале «Культура» эксперты обсудили идеи, которые родились из опыта великих педагогов, сумевших гуманизировать советскую школу. Почему у них получилось? Что это было – чудо, случайность или странная закономерность? В программе приняли участие научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов и директор Департамента образовательных программ Александр Сидоркин.
В МИА "Россия сегодня" прошел круглый стол, посвященный популяризации профессии учителя
Круглый стол состоялся в рамках XIII конференции "Тенденции развития образования" Московской высшей школы социальных и экономических наук, которая пройдет 18-19 февраля. Ведущие эксперты в сфере образования, в числе которых научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, обсудили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), изменения в системе повышения квалификации педагогических кадров и модели их карьеры.
Общественный запрос на раскрытие результатов ЕГЭ в централизованном формате должен быть удовлетворен
На заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ научный руководитель Центра мониторинга качества образования Инобра Виктор Болотов выступил с предложением упомянуть в декларации министерства, посвященной целям и задачам на 2016 год, о необходимости повышения открытости и подотчетности системы образования для граждан и общества.
В Омском государственном педагогическом университете обсудили вопросы модернизации педагогического образования
Двухдневный семинар-совещание, проходивший под руководством доктора педагогических наук, академика РАО Виктора Болотова, собрал представителей Института образования НИУ ВШЭ и руководителей ведущих педагогических вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Школьный учитель должен не только знать предмет, но и уметь работать с современными детьми
18-20 ноября Минобрнауки России, Московский городской психолого-педагогический университет и Высшая школа экономики провели всероссийскую конференцию, на которой обсуждались результаты модернизации педагогического образования. Участники конференции пришли к выводу, что модернизация идет успешно, но ее результаты будут видны нескоро.
ВШЭ и РГПУ им. Герцена открыли совместный диссертационный совет
21 сентября заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подписала приказ о создании объединенного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогическим наукам на базе ВШЭ и РГПУ имени А.И.Герцена. Об истории создания и предстоящей работе диссовета рассказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов.
Виктор Болотов стал членом Общественного совета Минобрнауки
В соответствии с приказом министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов вошел в состав Общественного совета при министерстве.
Реформаторские идеи Эдуарда Днепрова стали частью повседневности
17 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось интеллектуальное наследие Эдуарда Днепрова — первого министра образования постсоветской России, ординарного профессора ВШЭ, скончавшегося 40 дней назад. Среди участников семинара были эксперты и управленцы, вместе с ним начинавшие реформу образования в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать
Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.
Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов
10 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась проблема нечестного поведения студентов. Участники дискуссии пришли к выводу, что эта беда случается повсеместно, вне зависимости от вуза и страны, и что преподаватели не должны сами провоцировать студенческую нечестность.
Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.
В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего
7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.
Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей
Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.
В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
Ключевые компетенции формируются у детей благодаря играм и книгам
В Высшей школе экономики прошел семинар Института образования ВШЭ, посвященный неформальному образованию. Профессор ВШЭ Катерина Поливанова рассказала, какие книги и мультфильмы интересуют современных детей и как игры по их мотивам дополняют школьное образование.
При оценке школы необходимо учитывать, с какими детьми она работает
27 мая участники традиционного семинара Института образования ВШЭ обсуждали, как оценивать результаты работы школ. Исследователи считают, что это можно делать только с учетом условий и социально-экономического контекста, в котором работает каждая школа.
Работа Рособрнадзора по организации ЕГЭ-2014 дала первые результаты
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что старт основного этапа сдачи ЕГЭ — по географии и литературе — 26 мая прошел без сбоев. Впервые за последние несколько лет в этот день действительно не было скандалов. Почему это произошло и чего не нужно делать, чтобы избежать проблем в дальнейшем, рассказывает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Каким должно стать школьное образование к 2020 году?
22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.
Утвержден новый состав Наблюдательного совета НИУ ВШЭ
Согласно распоряжению, подписанному премьер-министром России Дмитрием Медведевым, состав Наблюдательного совета ВШЭ сменился наполовину. Новым председателем совета, вероятно, станет первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин — несколько лет назад он уже курировал деятельность университета со стороны Правительства РФ.
Россия старается сохранить свое преимущество в математическом образовании
25 марта на семинаре Института образования ВШЭ была представлена Концепция развития математического образования в РФ, утвержденная Правительством России в декабре 2013 года. С докладом выступил координатор группы разработчиков концепции, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов.
Общественная палата рекомендует авторам рейтингов быть культурными и объективными
13 марта Комиссия по развитию образованию Общественной палаты РФ провела круглый стол «Рейтинги в дошкольном и общем образовании: вопросы качества и эффективности», на котором был представлен проект документа «Принципы рейтингования в образовании в РФ». В разработке проекта приняли участие сотрудники Института образования ВШЭ.
Оценка качества образования должна стать «более тонкой и умной»
11 марта на семинаре Института образования ВШЭ заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов представил проект концепции общероссийской системы оценки качества общего образования.
Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров
Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Все неудачные проекты в области образования имеют схожие черты
19 февраля в Московской высшей школе социальных и экономических наук стартовала двухдневная XI международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования», в числе организаторов которой — Высшая школа экономики. На этот раз ее участники ищут ответ на вопрос, что такое эффективная школа и эффективный детский сад.
Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно
Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Пункты проведения ЕГЭ должны быть оборудованы по единому стандарту
29 января Рособрнадзор и Департамент образования Москвы провели пробный ЕГЭ по русскому языку для журналистов — главным образом для того, чтобы продемонстрировать обществу меры информационной безопасности, которые планируется предпринять на реальных экзаменах через четыре месяца. Помогут ли эти меры сделать ЕГЭ честным и объективным, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе
28 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.
Сайты органов управления образованием улучшаются, но до идеала им далеко
16 декабря представлен рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный Институтом образования ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
Три сотрудника ВШЭ получили премии Правительства РФ
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов, директор Центра развития лидерства в образовании Анатолий Каспржак и заведующий кафедрой менеджмента инноваций Иван Бортник стали лауреатами премии Правительства РФ 2013 года в области образования.
Сектор обзора у общественных наблюдателей на ЕГЭ должен стать шире
18 ноября ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в работе всероссийского форума «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году». Обсуждались вопросы совершенствования процедуры проведения единого государственного экзамена.
Государство отвернулось от частных вузов
Негосударственное высшее образование находится в неравных условиях с госвузами. Но ему нужно не просто ждать поддержки от государства, но и продемонстрировать ему свои сильные стороны. Обсуждение ситуации с негосударственными вузами на семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ
Каких оценок заслуживает образование
Оптимальная система оценки качества (СОК) образования должна учитывать и национальный, и мировой контекст. Универсальный рецепт эксперта Всемирного банка Марии-Хосе Рамирес
Системы оценки качества образования: нет идеала…
14 мая состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Как построить эффективную СОК» выступила Мария Хосе Рамирес, специалист Всемирного банка по сравнительным международным исследованиям.
Новая шкала для вузов
Новые методики ранжирования вузов, европейская и российская, были представлены на международной конференции в Москве. Уже существующие рейтинги покрывают лишь 3% университетов мира, новые системы, как обещают, будут пригодны для всех вузов
Российские вузы пытаются преодолеть границы
Российские университеты уже не «обороняются» от преобразований. Но для того, чтобы стать конкурентоспособными в мире, им придется в рекордно короткие сроки провести апгрейд по многим направлениям, считает исследователь Французского института международных отношений (IFRI) Татьяна Кастуева-Жан
Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы
Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза в ВШЭ
Назад в ПТУ?
19 марта состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» выступил Джек Мэтьюз, эксперт Всемирного банка, директор International skills standards organization, Великобритания.
Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы
19 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Форсайт компетенции 2030» выступил Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково».
Негосударственные вузы остаются на обочине
Неоднородное, смутное и отчасти маргинальное явление – такой увидели негосударственную высшую школу эксперты на семинаре в НИУ ВШЭ, посвященном развитию образования. Со времен появления первых негосударственных вузов в постсоветской России прошло 20 лет. Однако в большинстве своем они так и не оправдали надежд общества
Негосударственные вузы — временное явление?
22 января состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. Обсуждались проблемы негосударственных вузов в России и за рубежом.
Вышка составит атлас регионального образования
12-14 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар «Актуальные вопросы региональной образовательной политики», организованный Институтом образования ВШЭ.
Нерешаемые задачи как основа высшего образования
20 ноября на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ с докладом «Высшее образование 2.0» выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.
Образовательное неравенство: как помочь слабым стать сильнее?
6 ноября состоялся очередной семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Программы сокращения образовательного неравенства: политика и практика» выступили сотрудники института Сергей Косарецкий, Ирина Груничева и Марина Пинская.
Журнал «Вопросы образования», №3, 2012
Вышел очередной номер журнала «Вопросы образования», №3, 2012
«Трудно менять, ничего не меняя. Но мы будем»
19 июня состоялся семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный памяти Анатолия Пинского, на тему «Образование в 2013 году. Тенденции и вызовы — сбываются ли прогнозы?»
«Прививка» против неравенства
18 июня в Общественной палате РФ состоялись организованные Комиссией по развитию образования общественные слушания на тему «Выравнивание шансов детей на качественное образование». В докладе экспертов ВШЭ был предложен комплекс мер для улучшения ситуации в сфере школьного образования.
Главный социальный проект современной России
7 июня в Высшей школе экономики состоялся семинар «Уроки ЕГЭ как системного проекта», посвященный 60-летнему юбилею научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ, вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова. В семинаре принял участие новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, впервые после своего назначения посетивший ВШЭ.
Топ-менеджер единого экзамена
5 июня исполняется 60 лет научному руководителю Центра мониторинга качества образования ВШЭ, вице-президенту Российской академии образования Виктору Болотову.