• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сайты органов управления образованием улучшаются, но до идеала им далеко

16 декабря представлен рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный Институтом образования ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Институт образования ВШЭ и РИА Новости составляют рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием второй год подряд. Цель рейтинга — оценить удобство сайтов органов управления образованием с точки зрения потребителей, то есть, в первую очередь, родительского сообщества.

Методика оценки была разработана специалистами Института образования ВШЭ. Еще при подготовке рейтинга 2012 года в регионах были проведены опросы родителей, чтобы выяснить, какая информация им нужна. В результате сайты органов управления образованием оцениваются по четырем параметрам.

Во-первых, это технологическое удобство, то есть наличие поиска по сайту, его мобильной версии, карты, ленты новостей и прочее. Во-вторых, информационное содержание общего характера — сведения о системе образования региона в целом, о нормативно-правовой базе, о том, куда следует обращаться по тем или иным вопросам и т.д. В-третьих, это информация об образовательных учреждениях — опросы показали, что этот критерий особенно важен для родительской общественности. Наконец, последний критерий оценки — коммуникативные возможности сайта. Здесь эксперты оценивали наличие форума, электронной почты для обратной связи, интерактивных опросов и голосований и подобного. Потом оценки по всем четырем параметрам объединялись в общий итоговый индекс.

В этом году рейтинг возглавил Департамент образования Москвы, набравший 75 пунктов итогового индекса из 100 возможных. Он лидировал и в прошлом году. Второе место разделили Министерство образования Саратовской области, поднявшееся с шестой позиции в рейтинге, и Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (он занимал второе место и в прошлом году).

Всего за год можно существенно улучшить открытость и информационную наполненность сайта органа управления образованием. Но пока органы управления образованием «подтягивают» показатели, связанные с требованиями законодательства, которым вообще-то их сайты должны соответствовать в любом случае.

По сравнению с результатами прошлого года большинство органов управления образования немного улучшило свои показатели, в среднем улучшения составляют 5 пунктов итогового индекса. По-прежнему далеко не на всех сайтах размещена даже та информация, которую требует действующее законодательство. Однако есть отдельные сайты, за год сумевшие очень существенно улучшить свои позиции и из самой нижней части рейтинга перебраться в середину. Самый высокий прирост показали Департамент образования Кировской области (37 пунктов в прошлом году, 58 в этом), Министерство образования и науки Республики Тыва (33 пункта в прошлом году, 52 в этом) и Министерство образования Тверской области (40 — в прошлом году, 59 — в этом).

По мнению ведущего научного сотрудника Института образования ВШЭ Татьяны Мерцаловой, эти результаты не могут не обнадеживать. Они показывают, что всего за год можно существенно улучшить открытость и информационную наполненность сайта органа управления образованием. Но пока органы управления образованием «подтягивают» показатели, связанные с требованиями законодательства, которым вообще-то их сайты должны соответствовать в любом случае. Интересы потребителей их явно интересуют существенно меньше. В 2013 году это стало особенно заметно на примере показателя «информация об образовательных учреждениях». Если раньше среди школ были просто школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии, то новый закон «Об образовании в РФ» эту типологию отменил. И теперь на сайтах органов управления образованием все школы на одно лицо, хотя программы повышенной сложности по-прежнему реализуются во многих из них.

В то же время на сайтах органов управления образованием в 2013 году появилось больше различных рейтингов школ и детских садов. Это, вероятно, связано с политикой государства по развитию способов независимой оценки результатов образования.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов считает, что распространение информации о лучших сайтах органов управления образованием поможет подтянуться отстающим. Пусть лучше региональные министры улучшают свои сайты ради того, чтобы не оказаться в хвосте рейтинга, чем будут имитировать бурную деятельность, боясь наказания от вышестоящих инстанций.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Применить в жизни школьные знания лучше всего удается отличникам

2 апреля на сессии «Школа и общество» секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты проведения международных сравнительных исследований качества образования TIMSS и PISA на одной и той же выборке российских школьников.

Национальный мониторинг качества образования улучшит результаты РФ в международных исследованиях

3 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты международных сравнительных исследований образования и возможности их применения для анализа ситуации в российской школе.

Общественная палата рекомендует авторам рейтингов быть культурными и объективными

13 марта Комиссия по развитию образованию Общественной палаты РФ провела круглый стол «Рейтинги в дошкольном и общем образовании: вопросы качества и эффективности», на котором был представлен проект документа «Принципы рейтингования в образовании в РФ». В разработке проекта приняли участие сотрудники Института образования ВШЭ.