• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей

Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.

До недавнего времени реформа образования в России почти не касалась педагогических вузов. Педагогическое образование регулярно критиковали, но дальше критики дело не шло. За реформу этой крайне консервативной части высшей школы профильное министерство взялось лишь с приходом Дмитрия Ливанова. В 2013 году была разработана концепция поддержки развития педагогического образования, основные идеи которой вошли в комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций, утвержденную весной 2014 года вице-премьером Ольгой Голодец.

В этом учебном году стартовал двухлетний межрегиональный проект модернизации педагогического образования, оператором которого стал МГППУ, соисполнителем — Высшая школа экономики. По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, в проект вовлечено более 35 вузов, где есть программы педагогического образования, и это не только педвузы (их по всей России осталось менее 50), но и классические университеты, в состав которых входят педагогические институты, академии или факультеты.

В чем суть проекта?

«Путеводной звездой» для разработчиков модернизации педагогического образования стал профессиональный стандарт педагога, созданный недавно под руководством директора московской школы и сопредседателя Общественного совета Минобрнауки России Евгения Ямбурга. В нем сформулированы новые требования к учителю, которого должны готовить педагогические вузы и факультеты.

Документ задает очень высокую планку. Например, современный учитель должен быть не просто знатоком своего предмета, но и уметь эффективно работать с разными детьми, в том числе детьми, не говорящими по-русски, детьми с особыми потребностями (речь идет не только об инвалидах, но и о «пограничных» детях с минимальными мозговыми дисфункциями). А этому в большинстве педвузов до сих пор не учат. Как сказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин в одном из интервью полтора года назад, когда документ обсуждался, «соответствовать стандарту может только сверхчеловек». Теперь же стало окончательно ясно, что такого сверхчеловека педвузам все-таки придется выпускать. Иного выхода нет — сама жизнь предъявляет новые требования к учителям и заставляет по-другому их готовить.

Те, кто учился в педагогических вузах, помнят, что на практику отводилось лишь четыре недели. И она проводилась так, что после нее число студентов, не желающих идти работать в школу, только увеличивалось

Болотов Виктор Александрович
научный руководитель Центра мониторинга качества образования

Еще одна задача, которую пытаются решить в рамках проекта, — упростить «вход» в педагогическую профессию и «выход» из нее. Предложена новая конфигурация программ педагогического образования. Прикладной бакалавриат и профессиональная (педагогическая) магистратура готовят учителей-практиков, академический бакалавриат дает общее высшее образование, а исследовательская магистратура ориентирует выпускников на карьеру в педагогической науке. Сочетание таких программ (как подчеркнул директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак, это деление «нежесткое»), дает студентам возможность не только выбора образовательной траектории при поступлении в бакалавриат или магистратуру, но и ее смены в процессе обучения. Например, если человек разочаровался в профессии учителя, он может перейти из прикладного бакалавриата в академический.

Другой важный вопрос — педагогическая практика. «Те, кто учился в педагогических вузах, помнят, что на практику отводилось лишь четыре недели, — сказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. — И она проводилась так, что после нее число студентов, не желающих идти работать в школу, только увеличивалось». Теперь же студенты будут проходить «длинную» практику в базовых школах — в том же МГППУ ее и сегодня проходят с первого курса, студенты сразу осваивают компетенции, необходимые для работы учителем. При этом, конечно, никто не отменяет теоретическую подготовку и исследования — все это тоже предусмотрено в новых программах.

Как подчеркнул Исак Фрумин, вузы-участники проекта должны разработать систему сопровождения молодых учителей, приходящих в школу после бакалавриата: «Мы всегда «выбрасывали» молодых учителей в школу, как в воду, и многие не выплывали, не дотягивая до трех лет стажа. Но сопровождение учителей не должно быть задачей только школы. Мы считаем, что индикатор самочувствия молодых учителей, их «выживаемости» в школе должен быть одним из показателей успешности деятельности органов управления образованием».

Что было на конференции?

Пока речь идет лишь о промежуточных результатах модернизации педагогического образования. Но уже сейчас во многих вузах есть наработки, которыми они готовы делиться с коллегами. Например, в Московском педагогическом государственном университете для первокурсников нескольких факультетов в первый месяц учебы был организован проект «Погружение в новую педагогику». Лекции и семинары были заменены на комплекс занятий самого разного формата — тренинги, мастер-классы, деловые игры, просмотр и анализ фильмов, подготовку репортажей об увиденном и другое. В обучении, таким образом, реализуется деятельностный подход, который де-юре является основой стандартов школьного образования.

Александр Климов сообщил, в дальнейшем при распределении бюджетных мест между вузами министерство будет учитывать, в какой мере работа вуза соответствует идеологии модернизации педагогического образования, внедряются ли там новшества, полученные за время реализации проекта.

Он также заявил, что введение профессионального стандарта педагога и переход на стандарты общего образования в школах потребуют дополнительной подготовки многих учителей и методистов на магистерских программах. «Мы сейчас обсуждаем вопрос о необходимости увеличивать количество бюджетных мест в магистратуре ведущих университетов, в том числе участвующих в проекте, — сказал заместитель министра. — Педагоги должны иметь возможность повысить квалификацию на таких программах, в том числе модульных, с дистанционным компонентом».

Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева