?
Петр Яковлевич Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли
С. 387-411.
In book
М. : РОССПЭН, 2011
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 465-491.
Петр Иванович Зинченко — советский психолог, представитель харьковской школы психологии. Разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти. ...
Added: August 6, 2013
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2017 № 2 С. 3-28
В статье представлен науковедческий анализ психолого-педагогических исследований и историко-методологических изысканий П.Я. Гальперина — одного из крупнейших отечественных психологов второй половины ХХ в., профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Впервые выстроена целостная периодизация его жизнедеятельности и дифференцированы основные направления научного творчества в об- ласти педагогической, возрастной, общей психологии и ее истории и методологии, а также ...
Added: November 13, 2017
Semenov I. N., Национальный психологический журнал 2014 № 4(16) С. 3-12
В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно- исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в ...
Added: March 10, 2016
Orlov A. B., Орлова Н. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 1 С. 150-176
В статье представлен вариант психолого-социологической проекции предмета критической психологии, которым видится не человек как данность, но человек как процесс становления. Драма целостной субъектности человека рассмотрена в логике развития мира деятельностей в материальном производстве. Задана исходная оппозиция в решении проблемы личности и деятельности. Традиционный психологический подход к этой проблеме противопоставлен деятельностному подходу, который, однако, реализуется в ...
Added: June 26, 2013
Lyubimov L., Вопросы образования 2011 № 2 С. 193-204
Author discusses the most important and controversial issues associated with the project of educational standards for high school: a paradigm shift from "vseobuch" to "actionism", the need for teacher retraining, the changing nature of public control over the school and also the question of when new standards should be the implemented. Special attention is paid ...
Added: September 15, 2012
Leontiev D., В кн. : Большая Российская энциклопедия. Т. 19: Маниковский - Меотида.: М. : Большая российская энциклопедия, 2011. С. 285-285.
С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов-психологов обычно ...
Added: May 9, 2013
Dvoinin A., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2018 Т. 77 С. 118-135
This article gives an overview of the development of psychology of religion in post-Soviet Russia from the 2000s to the present. The author evaluates this period as a stage of reviving of research in the field in question. This trend is supposed to be associated with the influence of the personal factor and the objectively ...
Added: October 1, 2021
Semenov I. N., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Added: December 28, 2016
Белорусец А. С., В кн. : Социальная семиотика: точки роста. : Скифия-принт, 2020. С. 26-29.
Semiotic Mediation is a key-concept for cultural-historical activity theory, which is the most influential in
Soviet and Russian psychology. The article is devoted to the historical development of this concept that always tends to
evade investigators. ...
Added: August 30, 2021
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Added: October 20, 2015
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 294-299.
В истории человечества никогда не было простых времен, а в человеческой жизни не бывает прямых путей. Судьба че ловека определяется не вероятностями, а превратностями, которых в жизни Льва Семеновича Выготского было достаточно. Ключевые слова развивавшейся им новой психологии — культура, история, переживания, как источник сознания и смысла. Его творчество до сих пор анализируется и дискутируется многими ...
Added: August 3, 2013
Воронеж : ООО «Макс Пресс», 2017
В сборнике представлены доклады участников IV Международной конференции ДППО-2016. Тематика охватывает широкий спектр вопросов, связанных с деятельностной педагогикой как направлением в педагогике и ее применением в педагогическом образовании. Представлены доклады, посвященные различным сторонам процесса развития (социально-деятельностное, субдеятельностное, психическое, надпредметное, предметно-деятельностное) как в школьном и дошкольном возрасте, так и в высшем образовании и обучении взрослых. Доклады ...
Added: October 15, 2017
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Zavershneva E., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
В тексте, который представляет собой окончание статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала (Вопр. психол. № 1. С. 132-145), рассматриваются заметки Л.С. Выготского, датируемые 1931-1934 гг. ...
Added: October 24, 2019
Serkin V., Сиротский В. Е., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 1990 № 4 С. 28-33
Printsipalnye restrictions of psychosemantical modeling and the way to overcome them. ...
Added: June 6, 2014
Люк Х., М., Штутгарт : W. Kohlhammer, 2012
Книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка представляет короткий обзор всех главных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX до рубежа XX-XXI столетий. Благодаря такому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, чувство динамики ее развития, ощущение освоения все более расширяющегося пространства психологических вопросов и идей. Кроме того, она дает урок методологии историко-психологического ...
Added: June 1, 2013
Моисеев А. С., Воробьева А. Е., Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология 2023 Т. 8 № 2 (30) С. 187-202
This material introduces the results of the memorial meeting of the expert seminar on social psychology, labor psychology and engineering psychology, timed to coincide with the 60th anniversary of the birth of one of the founders of this seminar - Sc.D. (psychology), prof. A.B. Kupreychenko. The event took place on October 31, 2022 in Moscow ...
Added: October 18, 2023
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Added: September 28, 2017
Хухорева А. В., Zinchenko V. P., Дом Бурганова. Пространство культуры 2011 № 2 С. 33-44
This article advances the idea of cultural and individual values being connected to each other not directly, but through the consciousness and activity, which presupposes the integral unity of cultural-historic methodological approach and the activity methodological approach in psychological researches. Activity effects mainly on forming of the consciousness and personality: it underlies them. In the ...
Added: September 11, 2012
Zavershneva E., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Added: October 4, 2019
Semenov I. N., В кн. : Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Г.И.Челпанов / Сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 15 ноября 2016 / Альманах Научного архива Психологического института. Вып. 8.: СПб. : Издательство Нестор-История, 2016. С. 145-157.
Работа посвящена сравнительному историко-научному анализу научной деятельности трех выдающихся психологов российского человекознания — Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Г. И. Челпанова, — труды которых получили мировое признание. Отмечается, что их формирование как ученых происходило в период расцвета Серебряного века русской культуры в 1910-е гг., а профессиональная самореализация и основные «акме-достижения» осуществлялись в труднейшее послереволюционное ...
Added: December 16, 2016
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 353-362.
Александр Романович Лурия (16 июля 1902 года, Казань — 14 августа 1977 года, Москва) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических ...
Added: August 3, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 383-386.
Майя Ивановна Лисина (1929–1983) известна как замечательный детский психолог. Почти три десятилетия она изучала генезис и формы общения у детей и, видимо, сама забыла о начале собственной научной деятельности, весьма далекой от изучения младенчества и детства. детства. А начало было не менее замечательным, чем продолжение, о чем и рассказывается в данноц статье. ...
Added: August 3, 2013
Zinchenko V. P., Вісник Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди. Психологія 2013 № 45 С. 5-35
Статья написана на основе доклада, сделанного на Международной конференции, посвященной 80-летию Харьковской психологической школы (Харьков, октябрь 2012 г.), организованной Харьковским национальным педагогическим университетом им. Г.С. Сковороды. Вниманию читателя предлагаются как личные впечатления и воспоминания автора о событиях и людях, так и почерпнутые из рассказов представителей старших поколений психологов, причастных к этим событиям. Харьковская психологическая школа ...
Added: February 12, 2013
Zinchenko V. P., В кн. : Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. : М. : РОССПЭН, 2011. С. 492-508.
Зинченко Татьяна Петровна — советский и российский психолог, специалист по экспериментальной и когнитивной психологии. Представитель семейной династии психологов (отец — Пётр Иванович Зинченко, брат — Владимир Петрович Зинченко). Т. П. Зинченко исследовала внимание (в частности, процессы селективной интерференции в структуре внимания, показав, что выраженность эффекта Струпа зависит от характеристик ответа, требующегося от испытуемого); память; закономерности ...
Added: August 6, 2013