?
Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного?
Одна из ключевых характеристик современного мира — это высокая изменчивость. Ускоряющиеся изменения не могут не отражаться на системе образования, требуя от нее постоянного самосовершенствования, включая разработку новых решений, предложений и подходов. Вследствие этого в последние годы в зарубежной образовательной науке происходит переоценка важности такого подхода, как педагогический дизайн. Анализ отечественных исследований показывает, что в России большее внимание уделяется такой ветви педагогической науки, изучающей различные проблемы обучения, как дидактика. Изучение традиций дидактики и педагогического дизайна показало, что между ними много общего. Принимая данный факт во внимание, было бы интересно понять, в чем сходство между двумя подходами и в чем заключаются различия. В статье предпринята попытка сравнения методом контент-анализа дидактики и педагогического дизайна по следующим основаниям: предмет (направленность), ключевые вопросы, на которые они отвечают, и их функции. Кратко показана история развития двух направлений, представлены характеристики, которые определяют их общее и особенное. В заключение делается вывод, что дидактика и педагогический дизайн по сути отвечают на одни и те же вопросы о целях, содержании, методах, формах организации, средствах и способах оценивания результатов обучения. Их ключевым различием является то, что педагогический дизайн в большей степени практико-ориентирован и связан с разработкой и изучением новых инструментов и технологий, в первую очередь цифровых, с опорой на теории обучения