Глава
Российская молодежь: особенности поведения и структурных позиций
Место, которое способна занять Россия в этой общемировой системе, зависит от того, в каком направлении пойдет ее развитие и насколько успешным оно будет. Россия бесспорно может рассчитывать на место мировой «энергетической сверхдержавы», с предъявлением минимальных требований к качеству человеческих ресурсов. Способность же России быть конкурентоспособной на международной арене промышленной державой или страной с развитой экономикой знаний во многом зависит от динамики ее человеческого потенциала, в первую очередь – от ситуации с ним у россиян младших возрастных когорт, так как именно они будут обеспечивать успешность ее деятельности в ближайшие десятилетия. Показателем этого служат структурные позиции тех, кто сегодня находится в начале и на подъеме своего карьерного пути. Кем же работает сегодня российская молодежь и каков ее уровень образования? Что относится к характерным особенностям ее поведения, прежде всего – в отношении своего человеческого капитала? Эти вопросы рассматривает автор.
Анализируются основные направления исследования проблем семьи в социологической литературе современной Германии. Выделены и описаны: оценка семейной политики немецкого государства в сравнении с семейной политикой, проводимой в других странах; возможность успешного совмещения образования, семейной жизни и профессиональной карьеры мужчин и женщин; стимулирование рождаемости и борьба с желаемой бездетностью.
В статье обсуждаются результаты попыток автора проверить гипотезу о наличии обратной связи между отдачей от человеческого капитала и злоупотреблением алкоголем. Гипотеза основана на модели спроса на здоровье в узком смысле. Имеется в виду заинтересованность индивида в сохранении своей текущей работоспособности. Согласно гипотезе, этот спрос определяется альтернативной стоимостью досуга. Неработоспособное состояние является источником вынужденного досуга, альтернативная стоимость которого должна включать в себя потерянные заработки. Соответственно, человек с большим заработком и, тем самым, большей альтернативной стоимостью досуга, должен получать более сильный антистимул по отношению к формам поведения, которые угрожают текущей работоспособности. Соответственно, одним из предсказаний этой модели является отрицательный эффект трудового заработка на злоупотребление алкоголем. При этом, возможно также, что чем больше в этом заработке отдача от человеческого капитала, тем сильнее будет этот эффект, т. к. альтернативная стоимость человеко-часа должна быть выше у обладателей большего человеческого капитала. Эта гипотеза проверяется на данных РМЭЗ, а также, для конструирования некоторых контрольных переменных, данных Росстата. Оценивается пробит-регрессия с эндогенными объясняющими переменными для нескольких прокси-переменных, отражающих характер потребления алкоголя. Использование внешних инструментов нацелено на то, чтобы устранить смещение, потенциально связанное с ошибкой в измерении переменных и двусторонней причинностью. Показывается разница между оценками, полученными из обычной пробит-модели и пробит-модели с эндогенными переменными. Релевантность и валидность инструментов оценивается с помощью стандартных тестов из линейной вероятностной ОММ модели. Согласно результатам оценивания, влияние дохода в простой пробит-регрессии оказывается завышенным, а эффект профессионального мастерства заниженным. В первом случае результат может быть объяснен тем, что из эффекта в случае инструментирования вычищается обратное влияние и, возможно, наличием ошибки измерения, связанной с занижением людьми своих доходов. Во втором случае главную роль может играть ошибка измерения. Если допустить, что в исследовании удалось проконтролировать эффекты переменных, предполагаемых конкурирующими гипотезами (основанными на знании «производственной функции здоровья» и ненаблюдаемой гетерогенностью респондентов), результат может быть проинтерпретирован в пользу проверяемой гипотезы.
Раздел содержит системное рассмотрение человека в системе общественных отношений, процессов социализации и индивидуализации, поведения, социального контроля, самоопределения и ответственности.
В статье дан теоретический обзор по проблеме управления поведением людей в организациях.
Комплексная монография посвящена решению важной научной задачи по исследованию развития м формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в монографии отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В предлагаемом читателю сборнике продолжается обсуждение возможных развилок и вариантов российской социальной политики - проблем, существующих в образовании, здравоохранении и культуре, оказавшейся вне рамок Стратегии-2020, но без которой нельзя обеспечить развитие человеческого капитала. Большое внимание уделено формированию в России среднего класса, его требованиям к качеству образования и медицинского обслуживания, к организации пенсионной системы.
Особое место занимает освещение проблемы бедности, выступающей барьеромдля социального и экономического развития страны, а также вопросов, связанных с проведением пенсионной реформы, целью которой является не только обеспечение достойной старости, но и договора поколений, изменения экономического поведения.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами социальной политики и развития человеческого капитала в России.
В данной статье речь идет о роли государства и домохозяйства в росте благосостояния населения. Рассмотрены некоторые аспекты исследований ученых экономистов в этой области.
В книге продолжается обсуждение возможных развилок и вариантов российской социальной политики. Большое внимание уделено в книге проблематике бедности, среднего класса, пенсионной реформы и т.д.
В статье обсуждается завершившийся десятилетний период роста в российской экономике и показывается, что в его основе лежал интенсивный рост производительности. Этот рост носил в значительной мере восстановительный характер, ему предшествовало глубокое сокращение производительности на первой фазе переходного процесса. Это значит, что потенциал такого роста производительности ограничен и нельзя рассчитывать на то, что он станет основной экономического подъема после завершения нынешнего кризиса. Представляется, что источником этого подъема могут быть лишь факторы долгосрочного развития, связанные с институциональными и культурными изменениями, развитием человеческого капитала.