?
Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов
С. 146-167.
Фотоисследования как попытки реконструировать или репрезентировать физическое окружение, события или представления людей входят в число методов социальной антропологии, культурологии, истории и социологии. Снятые специально для научных целей или используемые исследователем фотографии в любом случае содержат внутренний нарратив о социальной структуре, отношениях и ценностях той эпохи, когда они были созданы...
В книге
Саратов : Научная книга, 2007
Саратов : Научная книга, 2007
Визуальные свидетельства, документы и объекты открывают для антропологов, культурологов, социологов и этнографов новые пути к пониманию прошлого и настоящего, обогащая исследовательский дизайн и способы анализа данных. Анализируя предысторию и вскрывая подтексты визуальных репрезентаций, изучая образы как источники информации об обществе, исследователи ставят вопрос о роли тех или иных социальных акторов в производстве и первичном отборе ...
Добавлено: 11 июня 2013 г.
Семина М. В., Ганжа А. О., Журнал социологии и социальной антропологии 2008 Т. XI № 2 С. 153-167
Статья посвящена методологическим и методическим аспектам преподавания визуальной социологии. Обобщен опыт двух преподавателей из Государственного университета-Высшей школы экономики и социологического факультета МГУ. Даются два разных подхода к преподаванию визуальной социологии в данных вузах: первый основан на соединении социологии и фотографии, второй - на развитии социологического воображения с помощью метода включенного визуального наблюдения. ...
Добавлено: 22 сентября 2012 г.
Запорожец О. Н., Лавринец Е., В кн. : Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. : Саратов : Научная книга, 2007. С. 61-77.
Понимание городского пространства как динамической конфигурации неких городских контекстов и повседневных практик (людей и различных сообществ), связанных с конкретной средой, обуславливает переход от попыток определения, что есть «город вообще», к работе с различными режимами видения. Всеохватывающий взгляд «всевидящего ока», перед которым мир предстает как прозрачная статичная целостность, сменяется взглядом фланирующего наблюдателя, погруженного в городскую жизнь. ...
Добавлено: 4 сентября 2013 г.
Рождественская Е. Ю., В кн. : Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. : Саратов : Научная книга, 2007. С. 28-42.
Социологическое понимание изображения построено таким образом, чтобы герменевтическими и семиотическими средствами расшифровать содержание социальных значений и смыслов в их визуальной символике. Метод понимания изображения должен быть адекватен своему предмету, который характеризуется, с одной стороны отображением, с другой, содержательным посланием. Отображение – репродукция данного, но произвольный механизм репрезентации может скрывать идеологический посыл, что придает двойственность изображению. ...
Добавлено: 4 сентября 2013 г.
Круткин В. Л., В кн. : Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. : Саратов : Научная книга, 2007. С. 43-60.
В социальных науках сегодня отчетлив рост интереса к социокультурной информации, которая адресуется зрению, видению, взгляду. Она дается через предметы и лица, экспрессию движений, ритуалы и танцы, одежду и телесные украшения, символическое использование пространства. Но к зрению адресуются не только упомянутые предметности, но всевозможные изображения — нанесенные на поверхность тела, стены пещер и домов вплоть до ...
Добавлено: 4 сентября 2013 г.
Круткин В. Л., Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р., В кн. : Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. : Саратов : Научная книга, 2007. С. 7-17.
Добавлено: 4 сентября 2013 г.
Иконникова Н. К., Лазебная К. П., В кн. : О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии?. : [б.и.], 2016.
В статье использованы материала проекта, осуществляемого с 2010 по 2014 г. в Адлерском районе г. Сочи. Основной метод проекта – сбор фотоданных самими исследователями, дополняемый Photo Voices. Кроме того, сам процесс фотографирования выступал как способ привлечения местных жителей к диалогу, с целью получить их комментарии к фотографируемым объектам и интервью. Этот элемент методики работы в ...
Добавлено: 28 ноября 2015 г.
Сахно И. М., Теория моды: одежда, тело, культура 2019 № 53 ТМ 3 С. 189-205
первый фотографический цикл Ханса Беллмера (Hans Bellmer) «Кукла» (1934-1935) в контексте телесного дискурса и визуальной нарративности — важнейших способов художественной репрезентации медиальной структуры фотографии. Мы встречаем особый гибридный текст, в котором особый уровень высказывания и манифестация действия образуют своеобразную перформативную структуру (Käufer 2006: 48), в пространстве которой соединены поэтические формулы, анатомия куклы и визуальная артикуляция. ...
Добавлено: 6 декабря 2021 г.
Сабурова Т. А., Международный журнал исследований культуры 2018 № 2 С. 137-151
«Длинная тень» прошлого, по выражению Алейды Ассманн, тянется в настоящее, влияя на наши взгляды, ценности, поведение. Культурная память, взаимодействуя с социальной (например, памятью поколений), стабильная и динамичная одновременно, выступает важным фактором общественной жизни. Особую роль в формировании культурной памяти играет коммеморация исторических событий как часть исторической политики, актуализирующая значимость одних воспоминаний и стирающая другие, «ненужные», ...
Добавлено: 3 октября 2018 г.
Симонова О. А., Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология 2014 № 2 С. 67-78
В статье представлено исследование британского социолога Дж. Бэнкса, который изучает визуальные репрезентации беженцев и иммигрантов. С помощью качественного визуального анализа фотографий из девяти основных национальных газет Великобритании Бэнкс показывает, как передаваемые образы беженцев и иммигрантов организованы в «визуальные сценарии», которые конструируют их как опасных людей, способных на преступления. В этих сценариях создается социальный портрет иммигранта, ...
Добавлено: 26 мая 2014 г.
Бармина А. С., Сафонова М. А., Социологические исследования 2016 № 7 С. 82-92
С начала 2000-х гг. в крупнейших городах России появляется новая организационная популяция. Заявляемая цель организаций – распространение современной художественной продукции. В социологической дискуссии они обозначаются термином “креативные”, показывающим новую черту деятельности этих организаций: синтез разных видов художественной (выставки, спектакли, кинопоказы), академической (лекции и семинары) и предпринимательской (кафе и магазины) деятельности в едином пространстве. В статье ...
Добавлено: 8 сентября 2016 г.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р., В кн. : Визуальная антропология: городские карты памяти. : М. : Вариант, 2009. С. 7-14.
Исследователям разных поколений город представлялся эпицентром современности, местом, наполненным историями жизней людей, средоточием социальных коммуникаций, где перемешивается публичное и интимное, а время подчиняется единому ритму высокоскоростных публичных режимов – транспортных, индустриальных, информационных. Городская антропология изучает эти многообразные смыслы и практики, социальную организацию небольших городских сообществ и более крупных институциальных властных структур, различные виды социальных связей ...
Добавлено: 6 апреля 2013 г.
Блюхер Ю. Н., Коммуникации. Медиа. Дизайн 2022 Т. 7 № 1 С. 140-173
В статье рассматривается возникновение в поле современной иллюстрации, комиксов и других областей визуальных искусств новых композиционных приемов, обусловленных появлением современных технических средств и программ, их влияние на становление визуальных шаблонов и принципы закрепления в массовой культуре. Проводится попытка классификации подобных приемов в современной визуальной культуре на основании идей Л. Мохой-Надя, а также поиск принципов формирования ...
Добавлено: 17 мая 2022 г.
Обухов А. С., Умярова Д. К., Исследователь/Researcher 2020 № 2 С. 129-136
Фотография — один из инструментов фиксации реальности, который вошел в повседневную жизнь каждого из нас. С одной стороны, фотография может быть ценным инструментом исследования, который позволяет «схватывать» и вводить в иссле- довательское поле те или иные элементы окружающего мира. С другой стороны, с помощью фотографирования можно развивать значимые исследовательские навыки: наблюдательность, способность увидеть необычное в ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Мазаев Д. В., Труды по интеллектуальной собственности 2015 Т. XXIII № 4 С. 158-175
В статье рассматривается реализации прав граждан на использование собственного изображения в фотографических, аудиовизуальных и других творческих произведениях, особенно в сети «Интернет», без риска умаления чести, достоинства личности, доброго имени, деловой репутации и других нематериальных благ. Цель настоящей работы заключается в выявлении и поиске вариантов решений проблем понимания содержания нормы права об охране изображения гражданина и ...
Добавлено: 17 марта 2016 г.
Разумовская Т. А., Журнал социологии и социальной антропологии 2010 Т. 13 № 1 С. 205-211
Статья представляет собой опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии на материале сборника статей Визуальная антропология: настройка оптики. Анализируется область современной визуальной антропологии, которая включает интерпретацию визуальных артефактов как культурных феноменов, анализ контекстов их производства и использования, а также изучение социальной жизни с применением визуальных методов. Кому принадлежит право интерпретации образа — его создателю ...
Добавлено: 3 октября 2012 г.
Круткин В. Л., В кн. : Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. : Саратов : Научная книга, 2007. С. 426-435.
Добавлено: 4 сентября 2013 г.
Левченко Я. С., Laboratorium. Журнал социальных исследований 2021 Т. 13 № 3 С. 192-195
Книга Сергея Ушакина, разбирающая историю оптического поворота в культуре России после большевистской революции, написана почти без отсылок к существующим исследованиям. И это понятно. За редким исключением тексты о монтаже, которые доступны на русском языке, либо рассказывают истории людей, придумавших монтаж (вроде Сергея Эйзенштейна или Александра Родченко), либо учат делать монтаж. Ушакин же берет материал – ...
Добавлено: 25 января 2022 г.
Хохлова Е. А., Вестник российского корееведения 2013 № 3
Тема межкультурных художественных влияний – одна из основных и самых увлекательных тем в искусствознании. Она помогает проследить, как различные культуры взаимодействовали и понимали друг друга. В данной работе на примере портретов художника конца династии Чосон Чхэ Ёнсина рассматривается, как корейские художники постигали и осваивали европейские художественные приемы – светотень и линейную перспективу. ...
Добавлено: 25 ноября 2013 г.
Кобыща В. В., Journal of Cultural Analysis and Social Change 2020 Vol. 6 No. 1
Добавлено: 10 января 2021 г.
Сафонова М. А., Nadezhda A. Sokolova, Alexandra S. Barmina, Cultural Studies 2018 Vol. 32 No. 5 P. 747-771
Добавлено: 31 октября 2018 г.
Макарова Т. Л., Макаров С. Л., В кн. : Сборник материалов VIII Международного научного конгресса "Роль бизнеса в трансформации общества - 2013". : М. : Экон-Информ, 2013. С. 661-666.
Статья посвящена актуальным тенденциям развития символики модного образа в рекламной фотографии (по журналам мод). Рассматриваются перкспективные в 2013 - 2020 гг. символы и образы. Результаты многолетних исследований легли в основу разработанных авторами базы данных и программы. ...
Добавлено: 10 сентября 2013 г.