• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Потеряться, чтобы увидеть: опыты фотографического восприятия города

С. 61-77.
Запорожец О. Н., Лавринец Е.

Понимание городского пространства как динамической конфигурации неких городских контекстов и повседневных практик (людей и различных сообществ), связанных с конкретной средой, обуславливает переход от попыток определения, что есть «город вообще», к работе с различными режимами видения. Всеохватывающий взгляд «всевидящего ока», перед которым мир предстает как прозрачная статичная целостность, сменяется взглядом фланирующего наблюдателя, погруженного в городскую жизнь. Шагнувший на улицы реального города исследователь перестает быть «человеком всезнающим»: город разворачивается перед ним постепенно, обнаруживая собственные противоречия – а также закономерности городской жизни. Понимание города определяется тактикой пребывания в городе, раскрывающейся через конкретные ситуации. Исследователем избранная роль (а вместе с ней и исследовательская оптика) и характер городской прогулки, ее маршрут, ритм взаимообусловлены. Пытаясь ответить на методологический вопрос, каким образом возможно продуктивно работать с городом, оставаясь в городе, авторы обратились к опытам потерянности и городского видения, которые понимаются как эвристический исследовательский прием, и в то же время – феномен городской жизни, исследование которого помогает понять причудливо соединяющиеся в городе жесткие институциональные регламентации и хаотические практики, выпадающие за рамки строгих социальных конвенций. Этот подход может быть обозначен как «свободно понимаемая феноменология восприятия». В фокусе внимания авторов – субъектное восприятие города. Именно поэтому ответ на вопрос, что мы изучаем, заключается не в дефиниции объекта, а в выборе маски наблюдателя и его отношениях с городом, определяющих особенности видимого.