Глава
О начале научной работы Майи Ивановны Лисиной
Майя Ивановна Лисина (1929–1983) известна как замечательный детский психолог. Почти три десятилетия она изучала генезис и формы общения у детей и, видимо, сама забыла о начале собственной научной деятельности, весьма далекой от изучения младенчества и детства. детства. А начало было не менее замечательным, чем продолжение, о чем и рассказывается в данноц статье.
В книге

Книга содержит ранние и ретроспективные работы по психологии выдающегося отечественного ученого А.Н.Леонтьева (1903-1979), отражающие путь становления его научных воззрений в диалоге с его учителем Л.С.Выготским в 1920-1930-е годы, Многие работы публикуются впервые.
Задолго до возникновения психологии и даже первых обыденных психологических знаний в самой жизни и ее историческом, литературном воспроизведении заявляет о себе индивидуальность человека. Если обобщить разнообразные представления, бытующие в обыденном сознании людей, то индивидуальность зафиксировалась в них как некая исключительность личности. Однако с момента становления психологии как науки проблема индивидуальности оказалась для нее своеобразным «камнем преткновения», о чем и рассказывается в главе. Автор разрабатывает субъектно – центрированную концепцию индивидуальности личности. В ее трактовке индивидуальность, с одной стороны, выступает как интеграл многоуровневых свойств любой личности, а, с другой стороны, как высший , «вершинный» уровень развития личности. Это двустороннее понимание основывается на развитии категорий субъекта жизни, личности как субъекта сознания и действия (поступков), личности как субъекта жизненных отношений. Согласно концепции, мера становления личности «автором» проживания, Я – обобщения и построения собственной жизни в соответствии со своей индивидуальностью раскрывает степень ее совершенства.
В любой науке среди выдающихся ученых можно выделить представителей двух основных типов — «открывателей» и «систематизаторов». Все эти достоинства соединились в Гордоне Уилларде Олпорте (1897-1967), влияние которого на мировую психологию при его жизни было трудно переоценить. Пожалуй, мало кого (если вообще кого-нибудь) можно сравнить с ним по количеству идей, вошедших не в учебники по теориям личности, а в основной корпус знаний психологии личности.
The field of cultural-historical psychology originated in the work of Lev Vygotsky and the Vygotsky Circle in the Soviet Union more than eighty years ago, and has now established a powerful research tradition in Russia and the West. The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology is the first volume to systematically present cultural-historical psychology as an integrative/holistic developmental science of mind, brain, and culture. Its main focus is the inseparable unity of the historically evolving human mind, brain, and culture, and the ways to understand it. The contributors are major international experts in the field, and include authors of major works on Lev Vygotsky, direct collaborators and associates of Alexander Luria, and renowned neurologist Oliver Sacks. The handbook will be of interest to students and scholars in the fields of psychology, education, humanities and neuroscience.
В Разделе представлены портреты и научные достижения выдающихся российских психологов, физиологов и философов XX столетия, а также дана характеристика теоретического мира психологии.
Книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка представляет короткий обзор всех главных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX до рубежа XX-XXI столетий. Благодаря такому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, чувство динамики ее развития, ощущение освоения все более расширяющегося пространства психологических вопросов и идей. Кроме того, она дает урок методологии историко-психологического исследования и подсказывает начинающим психологам, как по всем правилам организовать и провести исследование по истории психологии, от самого простого до самого непростого. При лаконичности изложения автору удалось буквально по каждому поводу сообщить новейшую для нашего читателя информацию, или новый, неожиданный взгляд на известные факты. Так, в книге взвешенно освещены вопросы истории психологии во время нацизма в Германии, приведены отдельные существенные и неизвестные ранее детали биографий видных иностранных психологов, анализируются.
Есть не так много положительных вещей, которыми российская наука, в частности психология, обязана революции 1917 года. Одна из них — приход С. Л. Рубинштейна в психологию. Профессиональный философ, получивший образование в Марбургском университете и занимавшийсяэтикой, после революции стал психологом. Он быстро сообразил, что в Советском Союзе этика исчезла как реальность, и деформировалась как философская проблема. Она заменилась «классовым интересом». Впрочем, сам Сергей Леонидович сохранял и то и другое. О проблемах этики он писал «в стол». Спасибо его ученикам — К. А. Абульхановой-Славской и А. В. Брушлинскому, — что они опубликовали его размышления об этике.
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов, бытующих в современной психологии. Обсуждается также проблема совместимости / несовместимости полярностей, веками существующих в психологии и дискуссии о которых не утихают.
Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В.В. Давыдова, разрабатывавшего совместно с Д.Б. Элькониным психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления, формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В.В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено рефлексии и интуиции.