?
Испытание дарами на пути «из варяг в греки»: дипломатический этикет и повествовательная формула
Скандинавское (и тем более русское) Средневековье не оставило нам нормативных документов, предписывающих и регламентирующих поведение правителя внутри страны и за ее пределами. Как надлежало вести себя норвежскому конунгу или варяжскому правителю при переговорах с византийским императором? Как они должны были действовать, принимая иностранных послов европейских государей? Из чего складывалась репутация князя или конунга в глазах не только его подданных и ближайшего окружения, но в глазах соседей и, так сказать, «международных наблюдателей», очевидцев событий, допущенных ко двору в Норвегии и Древней Руси? На каких гласных и негласных основаниях строились взаимоотношения вождя и его дружины?Ответы на все эти и многие другие вопросы, связанные с образом идеального правителя Средневековья, мы находим в русских летописях, королевских и родовых сагах и в произведениях норвежских и исландских скальдов. Именно в этой группе источников обнаруживаются обширные панегирики правителям, русским князьям и скандинавским конунгам, панегирики (или, иначе, похвальные слова), в основе которых лежат антитетические (построенные на противопоставлении) формулы, восходящие к устной традиции. Анализу этих формул поведения вождя, в которых как бы застыли, законсервировались наиболее значимые этикетные ориентиры Средневековья, и посвящена данная статья.