?
Поэт Давид Самойлов
С. 6-24.
Давид Самуилович Кауфман (1 июня 1920 - 23 февраля 1990) писал стихи с детства (о своих первых опытах он кое-что рассказал в мемуарах). Поэтом ощутил себя уже в предвоенные – «ифлийские» - годы. Псевдоним «Давид Самойлов», с которым он навсегда вошел в русскую литературу, был взят сразу после войны (1946). Более-менее регулярно Самойлов стал печататься во второй половине 50-х, «имя» обрел в начале 70-х – по появлении сборника «Дни» и суммарной на ту пору книги «Равноденствие».
Язык:
русский
Немзер А. С., В кн. : От Кибирова до Пушкина. Сборник в честь 60-летия Н.А. Богомолова. : М. : Новое литературное обозрение, 2011. С. 268-283.
Стихотворение «Собачий вальс» было напечатано лишь однажды -- на 16-й полосе «Литературной газеты» от 4 января 1978 (№ 1). Давид Самойлов откликнулся на обращенное к ряду литераторов предложение «администрации клуба “Двенадцать стульев”» (отдела юмора «Литературной газеты») «создать пародии на самих себя» (из предисловия «дежурного администратора клуба» П.Ф. Хмары). Однако изощренное строение текста, отразившего ряд важнейших мотивов и приемов поэзии ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Немзер А. С., В кн. : Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне. : М. : Изд-во РГГУ, 2014. С. 88-96.
В финале стихотворения "Поэт и гражданин" Самойлов оспоривает стихотворение И. Л. Сельвинского "Я это видел!". ...
Добавлено: 24 декабря 2014 г.
Немзер А. С., , in : Russian National Myth in Transition. Acta Slavica Estonica, VI. Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia, XIV. Т. VI. Вып. XIV.: Тарту : University of Tartu Press, 2014. P. 256-272.
Исследуются переклички, аллюзии, реминисценции и интертекстуальные параллели стихотворения Давида Самойлова. Реконструируются скрытые смыслы стихотворения с опорой на исторический, биографический, литературный контекст. ...
Добавлено: 10 октября 2014 г.
Торопыгина М. В., В кн. : История и культура традиционной Японии 9. Кн. 9: История и культура традиционной Японии. Вып. LXV: Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности.: СПб. : Издательский дом "Гиперион", 2016. С. 140-155.
Статья посвящена поэтической активности первого сёгуна сёгуната Асикага - Асикага Такаудзи. ...
Добавлено: 26 сентября 2018 г.
Зыкова Г. В., Пенская Е. Н., В кн. : Некрасов Всеволод. Стихи 1956-1983 гг. / Подготовка текста и научного аппарата М.А.Сухотина, Г.В.Зыковой, Е.Н.Пенской. : Вологда : Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2012. С. 551-554.
Стихи, представленные в этой книге — самый большой авторский поэтический свод первых 25 лет творческого пути Всеволода Некрасова. Он составил его в начале 80-х из текстов, перепечатанных на машинке Иваном Ахметьевым на четвертушках бумажных листов формата А4. Стопка четвертушек по размеру в точности соответствовала пачке из-под крупы «Геркулес». В таких пачках автор и хранил несколько ...
Добавлено: 10 апреля 2013 г.
Морозова М. В., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. С. 98-111.
Данная статья посвящена исследованию авторской гипотезы о своеобразной «литературоцентричности» философской герменевтики Х.-Г. Гадамера. Речь о подобной акцентуации литературы в качестве базовой категории ведётся в контексте неоднозначного и вместе с тем многофункционального смыслового развития понятия литературы. Целью работы является показать, как соответствующие этому развитию тематические линии взаимосвязаны с важнейшими принципами философской герменевтики. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Гельфонд М. М., Новый филологический вестник 2016 № 2(37) С. 98-110
Статья посвящена проблеме пушкинского биографического мифа в лирике Давида Самойлова. Показано, что Самойлов конструировал свою версию пушкинского мифа, последовательно и сознательно опровергая основные штампы и мифологемы советского времени. Преодоление советского пушкинского мифа в лирике Самойлова совершалось двумя путями: во-первых, через жестокое столкновение «поколения сорокового года» с реальностью, заставившей переосмыслить сложившийся мифологический канон, во-вторых, путем свободного ...
Добавлено: 6 июля 2016 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Лекманов О. А., В кн. : Параболы. Studies in Russian Modernist Literature and Culture. In Honor of John E. Malmstad. : Wien : Peter Lang, 2011. С. 29-43.
Как и любая другая эпоха, эпоха русского модернизма искала и находила в крупных культурных явлениях прошлого близкое себе, опираясь на старое, доказывала легитимность и прочность нового. Следовательно, взглянув на Баратынского глазами поэтов «Серебряного века», мы получим возможность распознать в складывающемся изображении еще один автопортрет модернистской эпохи: «сопоставление символистов и Баратынского» «не только может помочь нам ...
Добавлено: 24 апреля 2013 г.
Александрова М., Большухин Л. Ю., В кн. : Окуджава. Высоцкий. Галич..: Науч. альм. В 2 кн.. Кн. 1.: М. : Либрика, 2021. С. 306-321.
Добавлено: 18 августа 2021 г.
Кара-Мурза А. А., Человек 2020 Т. 31 № 3 С. 155-172
В статье исследуется философско-литературная традиция «русского северянства», идущая в России от Державина, Вяземского, Пушкина. Ее ключевой фигурой на рубеже XIX–XX веков стал молодой русский поэт шведского происхождения Иван Коневской (1877–1901; настоящая фамилия — И.И. Ореус). Автор исследует формирование в России Серебряного века настоящего «культа Коневского» (трагически погибшего в Зегевольде/Сигулде в июле 1901 года), в создании которого ...
Добавлено: 1 июля 2020 г.
Майсак Т. А., Родной язык: лингвистический журнал 2023 № 2 С. 78-101
В работе представлен лингвистический разбор текстов двух стихотворений аварского поэта Расула Гамзатова — «Журавли» («Къункъраби», ок. 1965) и «Белые журавли» («ХъахӀал къункъраби», 1971), первое из которых широко известно в русском переводе Наума Гребнева 1968 года. Дополнительно рассмотрен текст стихотворения Гамзатова о птицах, имеющий одну совпадающую с «Журавлями» строфу и близкое содержание. Все три стихотворения представлены ...
Добавлено: 3 февраля 2024 г.
Самойлов Д. С., М. : Время, 2020
Книга «Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе» продолжает серию изданных «Временем» книг выдающегося русского поэта и мыслителя, 100-летие со дня рождения которого отмечается в 2020 году. («Поденные записи» в двух томах, «Памятные записки», «Книга о русской рифме», «Поэмы», «Мне выпало всё», «Счастье ремесла», «Из детства»). Как отмечает во вступительной статье Андрей Немзер, «глубокая внутренняя сосредоточенность истинного ...
Добавлено: 8 июля 2020 г.
Егоров А. С., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2011 Т. III С. 154-156
Рецензия на новое критическое издание поэмы Овидия «Метаморфозы». ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
М. : Московский педагогический государственный университет, 2010
Книга представляет собой сборник статей и материалов, подготовленных участниками XXII Пуришевских чтений «История идей в жанровой истории». В числе рассматриваемых вопросов – научные и философские идеи в движении жанров, жанровое многообразие воплощения концепций истории и метаистории и пр. ...
Добавлено: 23 октября 2012 г.
Немзер А. С., В кн. : Русско-французский разговорник, или/ou Les Causeries du 7 Septembre: Сборник статей в честь Веры Аркадьевны Мильчиной. : М. : Новое литературное обозрение, 2015. С. 199-217.
В стихотворении "Средь шумного бала" Самойлов дает свою версию стихотворения А. К. Толстого, начинающегося этими же словами. ...
Добавлено: 24 декабря 2014 г.
Смирнов И. С., Вестник древней истории 2019 Т. 79 № 4 С. 958-973
В статье рассматривается изменения, произошедшие с историческими сюжетами и героями древней истории Китая в стихотворных текстах эпохи Мин (ХIV–ХVII вв.), собранных известным антологистом Шэнь Дэ-цянем (1673–1769) в сборнике Мин ши бе цай («Минские стихи в самочинном отборе»). В поздних стихах поэты всё чаще от простой исторической аналогии, типичной для прежней поэтической традиции, начинают прибегать к ...
Добавлено: 27 марта 2020 г.
Торшилов Д. О., Захарова А. В., СПб. : Алетейя, 2002
Тысячелетняя традиция греческого гексаметрического эпоса – уникальное явление в мировой поэзии. Она начинается с Гомера, а кончается Нонном Панополитанским. Последнему посвящена эта книга, задуманная как анализ стиля и стиха, приводящий к пониманию целей, вкусов и привычек автора, к наглядному видению его поэтической работы. Идее «антитипии», то есть отклика подобным на подобное, подчинено, на взгляд авторов, ...
Добавлено: 24 октября 2017 г.
Никифорова С. А., Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2006 № 1 С. 73-75
Статья посвящена вопросам функционирования номинативных предложений в структуре импрессионистического и экспрессионистического текста. В ней рассматриваются лексико-грамматические особенности номинативного предложения, позволяющие ему входить в структуру поэтических текстов импрессионистов и экспрессионистов. ...
Добавлено: 10 ноября 2012 г.
Блинникова П. А., Гиринский А. А., Доронина А. А. и др., Философические письма. Русско-европейский диалог 2020 Т. 3 № 2 С. 69-82
Поэтические произведения времен войны — документ эпохи. Эссе, написанные участниками круглого стола, открыли авторам возможность диалога, переживания и способность ощутить причастность к далеким, но и до сих пор остающимся близкими событиям войны. Для философского ума — это еще и прикосновение к экзистенциальным проблемам жизни и смерти, ценности мира, различения друга и врага, понимание долга, жертвы и ...
Добавлено: 29 июля 2020 г.
Чернавин Г. И., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т. 21 № 1 С. 73-82
В работах Я. С. Друскина проводится то, что сам автор называет «радикальной феноменологической редукцией» к «внутреннему молчанию», которая, по его утверждению, позволяет агенту такой радикальной редукции «быть ничем». При этом Я. C. Друскин делает важную оговорку: его интересует «феноменологическая редукция, если она действительно есть…», т. е. ее существование не гарантировано. Такая оговорка придает «радикальной феноменологической ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Цветкова М. В., Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки 2017 Т. 159 С. 138-153
Статья посвящена изучению таких категорий, как поэт, поэзия, творческий дар, в художественном мире Марины Цветаевой. Новизна предлагаемого автором подхода состоит в выявлении ключевых образов и мотивов, сопровождающих тему творчества у Цветаевой, на основе принципа «пристального чтения» с последующим описанием системы их функционирования. Подобный подход позволяет обнаружить специфику цветаевской интерпретации данной темы, ключевым моментом для которой ...
Добавлено: 9 апреля 2018 г.
Фаризова Н. О., В кн. : Шахматовский вестник. Вып. 12: Биография как источник и контекст творчества А. Блока.: М. : ИМЛИ РАН, 2011. С. 362-369.
В статье рассмотрены некоторые особенности существующих переводов стихотворений Александра Блока, созданных в 1910 году, на японский язык. ...
Добавлено: 28 декабря 2012 г.