?
Личностный потенциал как потенциал саморегуляции
С. 107-130.
Одна из специфических форм проявления ЛП — это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть и преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего саморенгуляции на основе личностного потенциала.
Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2016 № 3 С. 3-15
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией
развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива
ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на
чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор
мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии
в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Гришутина М. М., Мир психологии. Научно-методический журнал 2022 № 4 С. 140-145
В данной статье представлена рецензия на последнее издание монографии по психологии личности «Handbook of Personality: Theory and Research» (2021). В данной версии представлены современные исследования в области исследования личности, которые раскрывают новые перспективы развития этого направления науки. Помимо нового взгляда на уже рассмотренные в предыдущих изданиях характеристики личности, последнее издание монографии описывает результаты исследований связи ...
Добавлено: 16 мая 2023 г.
Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Александрова Л. А., В кн. : Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. : М. : МГППУ, 2013. С. 116-149.
Глава в коллективной монографии "Психолого-педагогические основы инклюзивного образования" посвящена изучению специфики личностных ресурсов развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. ...
Добавлено: 25 декабря 2013 г.
Костенко В. Ю., Корчагина А. П., В кн. : Личность в эпоху перемен: Материалы международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2018. : Смысл, 2018. С. 221-224.
На выборке объемом 509 чел. от 14 до 53 лет исследовались проявления двух теоретически различных форм саморегуляции — операциональной (подход В.И. Моросановой) и диспозициональной (подход Д.А. Леонтьева), в их связи с уровнем развития личности (подход Дж. Левинджер). Результаты демонстрируют, что на начальных стадиях развития личности операциональные формы саморегуляции имеют тенденцию работать в условиях тесной взаимосвязи ...
Добавлено: 11 декабря 2018 г.
Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю., В кн. : Психология личности: Пребывание в изменении. : СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. Гл. 9. С. 283-303.
Коллективная монография, приуроченная к 130-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, посвящена современным подходам к психологии личности. В центре внимания — идеи процессуального подхода, отвечающие задаче изучения «изменяющейся личности в изменяющемся мире» и позволяющие исследовать современные феномены, значимые для понимания личности. Большое внимание уделено обсуждению теоретических оснований процессуального подхода, концептов современной психологии личности и перспектив ...
Добавлено: 21 октября 2019 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Уколова Е. М., Шумский В. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 178-189
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Обухов А. С., В кн. : Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Т. 1.: М. : Ассоциация технических университетов, 2021. С. 260-264.
В статье задаются ключевые понятия, значимые для развития творчества и одаренности детей и подростков через вовлечение их в практику реализации исследовательской деятельности: от прикосновения до погружения. ...
Добавлено: 3 сентября 2021 г.
Сулимина О. В., Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 30-48
Приводятся некоторые данные исследования траекторий личностного развития в подростк овом возрасте, критическом для развития самодетерминации. Проведенное исследование обнаружило у подростков, находящихся в различных условиях социализации, благополучные и неблагополучные паттерны личностного развития, различающиеся характеристиками общего психологического благополучия/неблагополучия и развитием механизмов свободы и ответственности. ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Чеботарева Е. Ю., Psychology and Health 2013 Vol. 28 No. SI1 P. 185-186
The main objective of the study was examining the relations between subjective well-being (SWB) and personal regulatory styles.
99 young persons participated in the empirical research with the use of Scale of Subjective Well-Being (Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche) methods for estimating of life-meaning orientations, styles of self-control, stress overcoming strategies, personal creativity.
Numerous correlations between the studied ...
Добавлено: 21 ноября 2017 г.
Леонтьев Д. А., В кн. : Личностный потенциал: структура и диагностика. : М. : Смысл, 2011. С. 12-41.
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Мерзон Л. А., Чумакова М. А., Российский журнал когнитивной науки 2018
В данной статье приводится краткий обзор работ, посвященных исполнительным функциям. Исполнительные (управляющие) функции - это “набор неспецифических механизмов контроля, обычно связываемых с функционированием префронтальной коры головного мозга, которые регулируют динамику познавательных психических процессов и поведения” (Miyake, Friedman, 2012). Исполнительные функции завоевали популярность в качестве способа разложения общего представления о воле и самоконтроле на хорошо операционализируемые ...
Добавлено: 11 декабря 2017 г.
Овчинникова (Мандрикова) Е. Ю., Чайка Е. Ю., Осин Е. Н., Психологическая диагностика 2015 № 4 С. 15-25
В статье представлен опыт разработки русскоязычной версии опросника PsyCap-24 для диагностики психологического капитала, включающего в себя самоэффективность (self-efficacy), оптимизм (optimism), надежду (hope) и жизнестойкость (resilience). Конструкт психологического капитала представляет собой феномен позитивной организационной психологии. В данной статье описан опыт адаптации опросника PsyCap-24 для использования на русскоязычной выборке. ...
Добавлено: 6 апреля 2016 г.
Чеботарева Е. Ю., Journal of Educational and Social Research 2014 Vol. 4 No. 2 P. 170-174
Добавлено: 22 ноября 2017 г.
Леонтьев Д. А., Аверина А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2011 № 2(16)
Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности. Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная ...
Добавлено: 29 мая 2013 г.
Леонтьев Д. А., Моспан А. Н., Митина О. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2019 Т. 12 № 63 С. 1-13
Чувствительность к обратной связи (ЧОС) представляет индивидуально-психологическую переменную, которая играет важную роль в процессе саморегуляции. ЧОС выражает способность человека реагировать на успешность собственных действий и корректировать активность в соответствии с оценкой этой успешности. Цель данной работы – обоснование конструкта чувствительности к обратной связи, в частности разработка и валидизация одномерной психометрической шкалы диагностики ЧОС. В работе ...
Добавлено: 26 октября 2019 г.
Омск : Издательство Омского государственного университета, 2009
Представлены тексты докладов следующих секций: «Теоретические и методические аспекты трудных жизненных ситуаций», «Роль личности в возникновении и преодолении трудных жизненных ситуаций», «Нормативный и ненормативный кризис как трудная жизненная ситуация», «Социально-психологические механизмы поведения личности (группы) в трудных жизненных ситуациях», «Сохранение физического и психологического здоровья человека в трудных жизненных ситуациях». ...
Добавлено: 20 февраля 2013 г.
Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., В кн. : Личностный потенциал: структура и диагностика. : М. : Смысл, 2011. С. 642-667.
Рассматриваются результаты серии исследований, посвященных проблеме мотивации и личностного потенциала как ключевых источников академических достижений и психологического благополучия школьников, победителей олимпиад и студентов. ...
Добавлено: 19 октября 2014 г.
Grishutina M., Костенко В. Ю., Psychology. Journal of the Higher School of Economics 2022 Vol. 19 No. 2 P. 405-423
Развитие концепции возможного Я привело к появлению новых определений конструкта и его разновидностей. Однако эти разновидности возможного Я далеко не всегда соответствуют первоначальному определению Х. Маркус и П. Ньюриус (1986). Авторы не учитывают проявлений агентности, играющей решающую роль в мотивационной функции возможного Я. Тем временем в литературе появляются несистематизированные концепции различных типов возможного Я. Основная ...
Добавлено: 27 июля 2022 г.
Андреева Ю. В., Нижегородское образование 2011 № 4 С. 64-69
В статье рассматриваются особенности развития личности ученика в условиях современной школы с учетом его миграционной истории. Делается акцент на социологическом анализе внешних факторов, а также содержательных составляющих адаптации детей мигрантов, противоречиях, которые возникают в процессе школьной адаптации, и возможностях личностного развития детей в школах. ...
Добавлено: 27 сентября 2012 г.
Д.А. Леонтьев, Л.С. Кифак, Митина О. В. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 433-452
Цель данного исследования — психометрическая апробация показателей методики «Психологическая состоятельность личности» (ПСЛ) В.А. Петровского, построенной на основе авторской метаимпликативной модели экзистенциального выбора с использовани- ем формул булевой алгебры (Петровский, 2013). Исследование было проведено на двух выборках: студентах 1-го курса факультета психологии (N = 88) и девушках — профессио- нальных моделях (N = 57), близких по ...
Добавлено: 23 марта 2021 г.
Орлов А. Б., Шумский В. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2005 Т. 2 № 2 С. 65-80
В отличие от большинства авторов психологических концепций, использующих разделение на физическое и психическое, Франкл в своей теории нематериальное в человеке подразделяется на два измерения — психическое и ноэтическое. Данное различение является принципиальным как для теории психологии (для теоретической психологии личности, прежде всего), так и для ее практических разделов — психотерапии и психологического консультирования. В статье ...
Добавлено: 22 января 2013 г.
Корниенко Д. С., Руднова Н. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2018 Т. 11 № 59
Социальные сети является неотъемлемой составляющей современной жизни, но при этом они становятся факторами снижения достижений, в частности, академических. При анализе личностных факторов, влияющих на увлечение социальными сетями, рассматриваются саморегуляция и прокрастинация, представляющая личностную черту, проявляющуюся в откладывании работы и других дел на потом. Существует множество свидетельств о негативной роли прокрастинации в академических достижениях и, как ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Стахура М. С., Kolner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie 2017 Vol. 69 No. 1 P. 1-26
Unsolved problems in the theory of action spread at the level of the coordination social activities. If action theories work with shortened “models of man” also the answers to questions about the possibility of social order, of hierarchie and of the cooperation on the market fall short of requirements. Goal attainment and social recognition are two widely disparate theoretical ...
Добавлено: 13 декабря 2017 г.