• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Формирование представлений об инвалидности в советском кинематографе 1920-х–1940-х гг.

С. 367-377.

Инвалидность в любом арт-продукте выступает как символ или метафора. Даже, если персонаж книги или фильма имеет своего прототипа в реальной жизни, – в сюжете литературного произведения или фильма, на плакате или в прессе этот образ используется, чтобы сделать сообщение более убедительном, чтобы направить его восприятие в определенное русло. В зависимости от жанра образы инвалидов, а вернее, означаемое ими, несколько варьируется, при этом, некоторые клише воспроизводятся в практически неизменном виде в кинематографе разных исторических периодов.  В качестве эмпирического материала нашего анализа выступают документальные фильмы, кинохроники, агитмассовые ленты, а также художественные фильмы и плакаты. Мы будем делать краткие ремарки о политике инвалидности как контексте формирования тех смыслов, какими наделяется инвалидность в советской культуре, в том числе визуальной. Эти разделенные всеми смыслы создавали условия и для производства соответствующих культурных продуктов, и для их более или менее адекватного потребления миллионами советских граждан разных возрастов, видов занятости, регионов проживания, личных пристрастий. Выработка универсальных кодов культуры была инструментом созидания единой общности, известной как советский народ, а также соответствующих социальных норм, ценностей, предпочтений и ограничений. С одной стороны, эти коды являлись результатом определенной политической стратегии, а с другой, – подпитывали и вдохновляли определенные социальные реформы, направленные на решение социальных проблем в том виде, каком это представлялось возможным и допустимым, или пробуждали страхи и ограничительные действия властей к «проблемным» социальным группам и разным формам проявления их коллективной идентичности.