• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Enthronment in the Russian and Byzantine Traditions

P. 153-174.
Переводчик: M. C. Levitt.

После падения Византии в Московском государстве осу­ществляется своеобразная реставрация Византийской империи. Так возникает Мос­ков­ское царство, которое становится в даль­нейшем Российской им­перией. Это государство строится как тео­кратическое: Москва осмысляется как Новый Константинополь и Третий Рим. В соответствии с этой концепцией в Москве - как в Новом Константинополе - появляется царь, т.е. василевс, император (ви­зантийского императора называли на Руси «царем»), и затем патриарх. Таков был результат ориентации на Византию; вместе с тем Византии к этому времени давно уже не существовало. Более того: после падения Византии надолго прекращаются контакты Москвы и Константи­нополя. Та­ким образом, русские ориентировались не на реально существу­ющую традицию, но на свое представление о теократи­ческом го­сударстве: идеология играла при этом куда более важ­нух роль, чем реальные факты. Это особенно очевидно в обряде венчания и помазания на царство: русский обряд кардинально отличается от византийского. Помазание на царство, как оно понималось на Руси, способствовало представлению о священной харизме царя, определяя таким образом сакрализацию монарха.

В книге

Enthronment in the Russian and Byzantine Traditions
Uspensky B. A., Zhivov V. M. Boston: Academic Studies Press, 2012.