• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Новые юмианцы и интуитивная очевидность скептицизма

С. 95-109.

В статье рассматривается тезис о том, что, столкнувшись с проблемой возможности объективного знания или моральной оценки, каждый человек выступает как естественный скептик. В современной аналитической философии этот тезис защищают так называемее «новые скептики», многие из которых часто ссылаются на юмовский натурализм в подтверждение своего взгляда на природу человеческого знания. В частности, они утверждают, что интуитивная очевидность скептических гипотез гораздо сильнее и обладает иммунитетом от антискептических аргументов, основанных на теоретических спекуляциях относительно значения слов и контекстов их употребления. Более того, «новые скептики» настаивают на принципиальной несостоятельности антискептических аргументов, если рассматривать их в свете того положения, которое занимает человек в мире. В данной статье, однако, утверждается, что у антискептиков есть достаточно убедительные аргументы против эпистемологического скептицизма, поскольку интуитивный статус скептических гипотез является не столько «естественным», сколько зависимым от социального контекста и исторической традиции данной культуры. Тем не менее, такой антискептический прагматизм в эпистемологии не стоит путать с релятивизмом.

В книге

М.: Альфа-М, 2012.