Глава
Формирование социокультурных и правовых основ для общественной самоорганизации в имперской России
В данной главе впервые в историко-правовой литературе выявлен комплекс факторов институционализации общественных организаций в имперской России. Показано, как влияли на рост обществ индустриализация, урбанизация, развитие органов самоуправления, провозглашение гражданских свобод. Основное внимание уделено анализу правовых основ функционирования общественных организаций. На основе изучения массива нормативных актов имперского периода, касавшихся обществ и союзов, установлено, что вплоть до 1905 г. самодержавие смотрело на добровольные организации как на конкурента, оспаривавшего его монополию на выражение интересов подданных, а их создание являлось милостью, даруемой властью по усмотрению. Правовой фундамент под функционирование общественных организаций был подведен лишь 4.03.1906 г., во Временных правилах об обществах и союзах, заменивших разрешительный порядок создания обществ регистрационным, а также в законодательстве Временного правительства, установившего явочный порядок их открытия.
В настоящем издании представлены результаты социологических исследований по вопросам вовлеченности россиян в благотворительную деятельность, включая добровольческий труд и денежные пожертвования, а также по вопросам взаимоотношений государства и благотворителей в восприятии населения. Исследования проведены Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики в рамках мониторинга состояния гражданского общества в России.
Приведенные данные характеризуют условия развития благотворительной деятельности в России, уровень участия россиян в добровольчестве и денежных пожертвованиях, оценки россиян относительно взаимоотношений государства и жертвователей, российских и иностранных благотворительных организаций.
Книга адресована социологам, политологам, экономистам, преподавателям и студентам обществоведческих специальностей, экспертам и всем интересующимся состоянием благотворительности и развитием гражданского общества в Российской Федерации.
Представляемый читателю сборник статей является попыткой анализа становления гражданского общества в современной России, общества, существование которого невозможно без публичной сферы, а деятельность – без партнерских отношений c властью.
Настоящее издание посвящено вопросам функционирования фондов местных сообществ в России. Эмпирическую основу данной публикации составляют результаты исследования, проведенного Центромисследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики с целью изучения развития и функционирования ФМС в кризисных условиях. В нем раскрываются особенности фондов местных сообществ как особого типа негосударственных некоммерческих организаций, характеризуются их сотрудники и добровольные помощники (волонтеры), раскрываются проблемы стратегического планирования в ФМС, описывается коммуникативное пространство ФМС. Всесторонне анализируются вопросы взаимодействия ФМС с органами власти.
Приведенные данные позволяют оценить обеспеченность ФМС финансовыми ресурсами. В книге характеризуется влияние экономического кризиса 2008–2009 гг. на деятельность ФМС, в том числе на трансформацию их взаимоотношений с коммерческими структурами, иностранными донорами, изменение роли частных пожертвований в обеспечении финансовой устойчивости ФМС.
Книга адресована социологам,политологам, экономистам,преподавателямистудентамобществоведческих специальностей, экспертами всеминтересующимся состояниемблаготворительности и развитиемгражданского общества вРоссийской Федерации.
В работе анализируются концептуальные подходы к определению понятия «гражданское общество», разработанные в рамках философского и социологического дискурса. Выявление фундаментальных постулатов, на которых базируются различные точки зрения на изучаемый объект, проводится с целью выявления степени осведомленности историков о разработках ведущих западных и российских обществоведов по данной проблематике.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. Ученые рассуждают о настоящем, прошлом и будущем гражданского общества в России, дают первые оценки возросшей гражданской активности в стране.
Известно, что простота и легкость получения гражданами страны необходимой и интересующей их общественно значимой информации является самым надежным индикатором цивилизованности и открытости государственного устройства страны. Как же обстоит дело в России с реализацией права на информацию? Проводимые различными независимыми организациями исследования показывают, что сегодня в России нет ни одного региона, в котором был бы создан благоприятный режим для всех стадий создания и распространения информационного продукта. Анализ статистических данных подводит к пониманию необходимости разработки и реализации гражданской Программы содействия свободному доступу граждан к информации
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. В дискуссии приняли участие известные политологи, социологи, историки и философы.
Общественный контроль в качестве одного из направлений жизнедеятельности гражданского общества является важнейшей компонентой системы сдержек и противовесов, обеспечивающих стабильность работы государственной машины, создающих иммунитет от коррупции и иных злоупотреблений. Общественный контроль — не самоцель, он обязательно должен включать те или иные «инструменты влияния», способствующие принятию властных решений по исправлению выявленных недостатков. Принятие Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»стало результатом поддержки на высшем политическом уровне страны. Но принятие указанного Федерального закона — это лишь зримый шаг в многоплановом процессе внедрения общественного контроля в России. Автор считает, чрезвычайно остро стоит задача повсеместного создания системы общественного контроля на уровне местной власти, а также общественного контроля в социальной сфере, включая в первую очередь контроль учреждений социальной сферы.