Книга
Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII – начале XX в.
В книге, подготовленной коллективом историков, впервые в исторической литературе воссоздается история становления российской общественности и ее самоорганизации на протяжении императорского периода. Авторами рассмотрены основные этапы формирования общественности, охарактеризованы социокультурные и правовые основы общественной самоорганизации, факторы ее активизации в годы Великих реформ и конституционных преобразований начала XX в., показано развитие культуры общественной самоорганизации как специфического вида культуры общества. Представлена типология добровольных организаций. Рассмотрена история формирования, развития и итоги деятельности наиболее ярких и представительных групп общественных организаций имперской России: клубов, благотворительных, просветительных, сельскохозяйственных, учительских, литературно-художественных, женских, вероисповедных и национальных. Общественные организации трактуются как институциональный стержень для создания в императорской России публичной сферы и формирования гражданского общества. Главы снабжены историографическим и источниковедческим обзорами, написаны на основании привлечения широкого круга источников, в первую очередь – архивных.
Книга адресована ученым-обществоведам и всем, кто интересуется социальной историей России периода империи.
В данной главе впервые в историко-правовой литературе выявлен комплекс факторов институционализации общественных организаций в имперской России. Показано, как влияли на рост обществ индустриализация, урбанизация, развитие органов самоуправления, провозглашение гражданских свобод. Основное внимание уделено анализу правовых основ функционирования общественных организаций. На основе изучения массива нормативных актов имперского периода, касавшихся обществ и союзов, установлено, что вплоть до 1905 г. самодержавие смотрело на добровольные организации как на конкурента, оспаривавшего его монополию на выражение интересов подданных, а их создание являлось милостью, даруемой властью по усмотрению. Правовой фундамент под функционирование общественных организаций был подведен лишь 4.03.1906 г., во Временных правилах об обществах и союзах, заменивших разрешительный порядок создания обществ регистрационным, а также в законодательстве Временного правительства, установившего явочный порядок их открытия.
В IV главе рассмотрены правовые основы функционирования благотворительных организаций на всем протяжении их институционализации. Взяв за основу правовой статус различных групп благотворительных организаций, составлена их типология и выявлено значение в формировании гражданского общества.

В настоящем издании представлены результаты социологических исследований по вопросам вовлеченности россиян в благотворительную деятельность, включая добровольческий труд и денежные пожертвования, а также по вопросам взаимоотношений государства и благотворителей в восприятии населения. Исследования проведены Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики в рамках мониторинга состояния гражданского общества в России.
Приведенные данные характеризуют условия развития благотворительной деятельности в России, уровень участия россиян в добровольчестве и денежных пожертвованиях, оценки россиян относительно взаимоотношений государства и жертвователей, российских и иностранных благотворительных организаций.
Книга адресована социологам, политологам, экономистам, преподавателям и студентам обществоведческих специальностей, экспертам и всем интересующимся состоянием благотворительности и развитием гражданского общества в Российской Федерации.
Представляемый читателю сборник статей является попыткой анализа становления гражданского общества в современной России, общества, существование которого невозможно без публичной сферы, а деятельность – без партнерских отношений c властью.
В работе анализируются концептуальные подходы к определению понятия «гражданское общество», разработанные в рамках философского и социологического дискурса. Выявление фундаментальных постулатов, на которых базируются различные точки зрения на изучаемый объект, проводится с целью выявления степени осведомленности историков о разработках ведущих западных и российских обществоведов по данной проблематике.
Известно, что простота и легкость получения гражданами страны необходимой и интересующей их общественно значимой информации является самым надежным индикатором цивилизованности и открытости государственного устройства страны. Как же обстоит дело в России с реализацией права на информацию? Проводимые различными независимыми организациями исследования показывают, что сегодня в России нет ни одного региона, в котором был бы создан благоприятный режим для всех стадий создания и распространения информационного продукта. Анализ статистических данных подводит к пониманию необходимости разработки и реализации гражданской Программы содействия свободному доступу граждан к информации
Общественный контроль в качестве одного из направлений жизнедеятельности гражданского общества является важнейшей компонентой системы сдержек и противовесов, обеспечивающих стабильность работы государственной машины, создающих иммунитет от коррупции и иных злоупотреблений. Общественный контроль — не самоцель, он обязательно должен включать те или иные «инструменты влияния», способствующие принятию властных решений по исправлению выявленных недостатков. Принятие Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»стало результатом поддержки на высшем политическом уровне страны. Но принятие указанного Федерального закона — это лишь зримый шаг в многоплановом процессе внедрения общественного контроля в России. Автор считает, чрезвычайно остро стоит задача повсеместного создания системы общественного контроля на уровне местной власти, а также общественного контроля в социальной сфере, включая в первую очередь контроль учреждений социальной сферы.
Настоящее издание посвящено вопросам функционирования фондов местных сообществ в России. Эмпирическую основу данной публикации составляют результаты исследования, проведенного Центромисследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета — Высшей школы экономики с целью изучения развития и функционирования ФМС в кризисных условиях. В нем раскрываются особенности фондов местных сообществ как особого типа негосударственных некоммерческих организаций, характеризуются их сотрудники и добровольные помощники (волонтеры), раскрываются проблемы стратегического планирования в ФМС, описывается коммуникативное пространство ФМС. Всесторонне анализируются вопросы взаимодействия ФМС с органами власти.
Приведенные данные позволяют оценить обеспеченность ФМС финансовыми ресурсами. В книге характеризуется влияние экономического кризиса 2008–2009 гг. на деятельность ФМС, в том числе на трансформацию их взаимоотношений с коммерческими структурами, иностранными донорами, изменение роли частных пожертвований в обеспечении финансовой устойчивости ФМС.
Книга адресована социологам,политологам, экономистам,преподавателямистудентамобществоведческих специальностей, экспертами всеминтересующимся состояниемблаготворительности и развитиемгражданского общества вРоссийской Федерации.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. Ученые рассуждают о настоящем, прошлом и будущем гражданского общества в России, дают первые оценки возросшей гражданской активности в стране.
Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. В дискуссии приняли участие известные политологи, социологи, историки и философы.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.