Глава
Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм
В книге
Джин и Боб Байярды работают вместе уже почти полвека. Будучи психологами, они занимаются совместной клинической практикой в Калифорнии. Вырастили пятерых детей; когда их младшему ребенку исполнилось восемнадцать лет, у них был тридцатидвухлетний непрерывный стаж воспитания детей. К этому времени на своем личном опыте они пережили большинство тех проблем, которые обсуждаются в этой книге. Джин, психотерапевт, специализируется в том, чтобы помогать женщинам полностью реализовывать их потенциал. Она также пишет книги, серьезно занимается философией, участвует в экологическом движении Гринпис и поддерживает всякую искреннюю озабоченность о людях и окружающем их мире. Боб, физик по образованию, руководил в свое время исследовательскими и конструкторскими работами в области техники. Б качестве эксперта ООН по техническому содействию работал год в Таиланде. В 1975 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, он получил свою вторую степень доктора наук, на этот раз по психологии, и с того времени работает психотерапевтом, специализируясь на проблемах семей и супружеских пар.
Интеллектуальное развитие детей во многом обусловлено межличностными детско-родительскими отношениями. Авторитарность отца препятствует нормальному развитию неверального интеллекта, позитивные материнские отношения способствуют развитию вербального интеллекта детей. Семейный микроклимат в целом является позитивной основой интеллектуального развития детей, что диагностируется тестами Векслера, Пиаже и др. данные которых приведены в экспериментальной части доклада.
Джин и Боб Байярды работают вместе уже почти полвека. Будучи психологами, они занимаются совместной клинической практикой в Калифорнии. Вырастили пятерых детей; когда их младшему ребенку исполнилось восемнадцать лет, у них был тридцатидвухлетний непрерывный стаж воспитания детей. К этому времени на своем личном опыте они пережили большинство тех проблем, которые обсуждаются в этой книге. Джин, психотерапевт, специализируется в том, чтобы помогать женщинам полностью реализовывать их потенциал. Она также пишет книги, серьезно занимается философией, участвует в экологическом движении Гринпис и поддерживает всякую искреннюю озабоченность о людях и окружающем их мире. Боб, физик по образованию, руководил в свое время исследовательскими и конструкторскими работами в области техники. Б качестве эксперта ООН по техническому содействию работал год в Таиланде. В 1975 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, он получил свою вторую степень доктора наук, на этот раз по психологии, и с того времени работает психотерапевтом, специализируясь на проблемах семей и супружеских пар.
В семье складываются как чисто социальные отношения, так и отношения экономического (утилитарного) характера. Известно, что смыслы, которые люди вкладывают в те или иные экономические действия, являются отражением социальных отношений, которые выстраиваются в рамках этих экономических интеракций. С учетом вышесказанного основной исследовательский вопрос формулируется следующим образом: какие смыслы приписывают родители и дети деньгам и другим материальным благам, которые передаются в рамках внутрисемейного обмена? Ответ на него дает возможность определить в дальнейшем, перенимают ли и воспроизводят ли дети в процессе экономической социализации установки своих родителей или вырабатывают свои собственные.
Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми Интернета. Анализируются данные, собранные на основе методиче- ского обеспечения проекта «Дети Европы онлайн» в репрезентативной выборке 1025 пар «родитель–ребенок» в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за «цифрового разрыва» между поколениями и недооценки существующих рисков родители практически не ис- пользуют технические средства для контроля действий детей в Интернете. Участие роди- телей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяет- ся особенностями деятельности детей в Интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано с уменьшением вероятности столкновения с рисками и угрозами в Интернете вследствие общего снижения активности детей в сети, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические ре- комендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в Интернете.
Предисловие переводчика
В статье рассматривается возможность использования авторской методики «Социальные семейные роли» для диагностики ролевой структуры детско-родительских отношений в семейной ситуации. Авторы рассматривают ретроспективу исследований, посвященных ролевому репертуару родителей и ребенка в семье, и представляют собственный опросник в трех вариантах, выявляющий разную картину распределения функциональных родительских ролей.
Джин и Боб Байярды работают вместе уже почти полвека. Будучи психологами, они занимаются совместной клинической практикой в Калифорнии. Вырастили пятерых детей; когда их младшему ребенку исполнилось восемнадцать лет, у них был тридцатидвухлетний непрерывный стаж воспитания детей. К этому времени на своем личном опыте они пережили большинство тех проблем, которые обсуждаются в этой книге. Джин, психотерапевт, специализируется в том, чтобы помогать женщинам полностью реализовывать их потенциал. Она также пишет книги, серьезно занимается философией, участвует в экологическом движении Гринпис и поддерживает всякую искреннюю озабоченность о людях и окружающем их мире. Боб, физик по образованию, руководил в свое время исследовательскими и конструкторскими работами в области техники. Б качестве эксперта ООН по техническому содействию работал год в Таиланде. В 1975 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, он получил свою вторую степень доктора наук, на этот раз по психологии, и с того времени работает психотерапевтом, специализируясь на проблемах семей и супружеских пар.
В статье представлен теоретический обзор взглядов на проблему детско-родительских отношений в рамках психоаналитической традиции.