• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Институциональная трансформация в современной России и проблема эффективности политического администрирования

С. 23-29.

Данный доклад подводит итоги масштабного исследования автора, посвящённого проблемам трансформации институтов государственной власти в современной России во взаимосвязи с основными тенденциями изменения системы рекрутирования политической элиты, произошедшими за последние десятилетия.

Основным механизмом институциональной трансформации в современной России является неформальная институционализация как процесс приведения формальных правил в соответствие с неформальными практика представителей политической элиты.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет синтезированный подход, выраженный в интеграции структурной и деятельностной парадигмам, представленных новой институциональной и элитистской теориями. Исследование проводилось в рамках дескриптивного подхода при учёте нормативного в части использования элементов правового анализа существующих формальных институтов.

Исследование основано на анализе трансформации ключевых органов, представляющих институты законодательной и исполнительной ветвей власти: Совета Государственной Думы и Аппарата Правительства.

Процессы изменения Регламента Государственной Думы в вопросах формирования Совета ГД ФС РФ, тесно связанные с деформацией избирательной системы и принципа политического представительства, в результате обусловили ограничение контроля над организацией деятельности Парламента со стороны других политических сил и общества, а также нарушение принципов парламентаризма.

Централизация процесса определения повестки дня в деятельности Парламента стала одним из ключевых шагов по обеспечении платформы для дальнейшей реализации политической воли представителей элиты за счёт перемещения законодательного ресурса из поля политической конкуренции в поле административного влияния.

В рамках этого процесса в Правительстве РФ анализируется возобновление деятельности Президиума Правительства – органа, который ранее не присутствовал в структуре Правительства в правительстве М. Касьянова (2000—2004), первом правительстве М. Фрадкова (2004), втором правительстве М. Фрадкова (2004—2007) и правительстве В. Зубкова (2007—2008).

Данный орган, состоящий из 17 членов Правительства, представляет собой центр принятия стратегических решений и функциональное ядро института исполнительной власти в современной России. Расширение числа министерств, служб и ведомств и, как следствие, количества акторов, занимающих формально высокие посты в соответствии с результатами борьбы за перераспределение статусов на бюрократическом рынке, привело к снижению эффективности деятельности Правительства и нивелировало значимость статусов акторов, составляющий первый круг окружения В. Путина. Требование повышения эффективности и, в большей мере, необходимость акцентирования статуса наиболее лояльных представителей элиты из состава высшей бюрократии создало среду для возрождения Президиума Правительства как органа, закрепляющего неформальный высокий статус в бюрократической системе и расширяющего сферу влияния тех или иных акторов.

Описанные тенденции в общем виде дают представление о процессах изменения системы политического администрирования. Попытки оптимизации организационной структуры и повышения эффективности, в конечном счёте, являются продолжение неэффективной практики назначения на ключевые государственные посты в соответствии с принципами непотизма и личной лояльности, а не меритократическими критериями.