Глава
Judicial Reasoning in a Codified System: letter of law vs. legal consciousness? - /тезисы доклада/
Доклад посвящен методологической проблеме изучения аргументации судебных решений в кодифицированных правопорядках Западной Европы XIX в. и России второй половины XIX – первой трети XX вв. Обосновывается необходимость учитывать особенности национального правосознания в дополнении к изучению текстов кодексов и законов.
В ноябре 2012 года МХГ начала реализацию проекта «Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав». Предполагалось собрать объективную информацию о качестве принятых законов и практике их применения. В фокусе мониторинга находились: изменения в законодательстве о публичных мероприятиях; закон о регулировании деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; изменения в законе о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; введение уголовной ответственности за клевету; федеральный и региональные законы против «пропаганды гомосексуализма».
В настоящий сборник вошли тематические доклады, подготовленные известными в своих областях экспертами по результатам мониторинга.
Сборник адресован всем, кого затрагивают исследуемые законы, правозащитникам, а также государственным и политическим деятелям, определяющим внутреннюю политику государства.
Статья посвящена некоторым теоретическим проблемам юридической аргументацией и ставит вопрос о рациональности принятия решений судами
Глава в монографии посвящена основным проблемам и последним тенденциям правового регулирования и практики медиации в России. В России уже имеется развитие федеральное законодательное регулирование медиации. Кроме того, медиации уже многие годы практикуется в России, в том числе, когда такого регулирования не существовало. В связи с этим российский опыт может быть интересен законодателями и практикам во многих странах, которые также сталкиваются с проблемами перегруженности государственных судов делами.
This article is devoted to the Digest of the Laws of the Russian Empire – an embodiment of the operative legal system in late imperial Russia. Even though the Digest contained the law in force, and thus should be studied as a crucial source on Russian (legal) history, its meaning has been often overlooked. The reason for that is a remarkable difference between the original texts of laws adopted by the legislator, and their published form in the Digest. This difference came from the necessary editing procedures when every new piece of legislation was included in the existing system of the Digest. This strange feature of legal procedure when two different versions of a particular law – the original one and the one codified in the Digest – both remained in force should be considered as a part of official autocratic legality in late imperial Russia. Even though it may seem inefficient and irrational, the practice of obligatory codification of laws in the Digest existed for a rather long time – from 1835 until 1917. My research aims to find possible explanations for the Digest’s prolonged existence in the context of political and legal culture of late imperial Russia. What did Russian ‘official legality’ actually mean on the levels of theory and action?
Предлагаемый сборник программ представляет собой итог учебно-методиче- ской и исследовательской работы преподавателей кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры БФ ПСТГУ и их коллег по истории религиове- дения. Авторы полагают, что говорить об отечественном религиоведении имеет смысл только в контексте мировой научной мысли, что без критического освоения собственной традиции, без рефлексивного осмысления хода отечественной науч- ной мысли – адаптация зарубежного опыта будет недостаточной и ущербной. В состав сборника входят программы стандартных базовых курсов для рели- гиоведческой магистратуры «История отечественного и зарубежного религиове- дения» и «Современные проблемы религиоведения»; программы специальных курсов «Отечественное религиоведение 20–80-х гг. XX в.: введение в проблематику изучения» и «История отечественной психологии и социологии религии»; про- граммы специальных курсов, призванные осветить динамично развивающиеся области современных исследований: «Западная психология религии во второй по- ловине XX – начале XXI в.: актуальные проблемы и подходы» и «Исследования маргинальной религиозности в XX – начале XXI в». Сборник предназначен для преподавателей и учащихся религиоведческих ма- гистратур и аспирантур, всех интересующихся историей и современным состоя- нием религиоведения.
This project is an attempt to challenge the canonical gender concept while trying to specify what gender was in the medieval and early modern world. Despite the emphasis on individual, identity and difference that past research claims, much of this history still focuses on hierarchical or dichotomous paring of masculinity and femininity (or male and female). The emphasis on differences has been largely based on the research of such topics as premarital sex, religious deviance, rape and violence; these are topics that were, in the early modern society, criminal or at least easily marginalizing. The central focus of the book is to test, verify and challenge the methodology and use the concept(s) of gender specifically applicable to the period of great change and transition. The volume contains two theoretical sections supplemented by case-studies of gender through specific practices such as mysticism, witchcraft, crime, and legal behaviour. The first section, "Concepts", analyzes certain useful notions, such as patriarchy and morality. The second section, "Identities", seeks to deepen this analysis into the studies of female identities in various situations, cultures and dimensions and to show the fluidity and flexibility of what is called femininity nowadays. The third part, "Practises", seeks to rethink the bigger narratives through the case-studies coming from Northern Europe to see how conventional ideas of gender did not work in this particular region. The case studies also challenge the established narratives in such well-research historiographies as witchcraft and sexual offences and at the same time suggest new insights for the developing fields of study, such as history of homicide.
В статье изучены проблемы, возникающие на пути реализации интеграционных проектов и междисциплинарных исследований в области права
Ce manuel est une première dans la coopération juridique bilatérale entre nos deux pays. Cet ouvrage est destiné à offrir aux étudiants et aux professionnels du droit et de la justice des clés de lecture communes de deux droits souvent donnés comme divergents. L'une de ses richesses majeures est de montrer comment, en dépit de législations, de doctrines juridiques et de pratiques judiciaires différentes, les droits français et russe restent, dans un nombre important de domaines, très proches. Les branches principales des droits public et privé français et russe y sont ainsi abordées les unes à la suite des autres, alternant approches françaises et russes, afin de permettre au lecteur de mieux comprendre le fonctionnement de son propre droit à la lumière du droit de l'autre pays. Plus qu'un instrument de comparaison de nos deux systèmes, ce manuel se veut donc un instrument de coopération juridique entre nos pays, invitant à s'interroger sur ce qui fait le droit et l'identité juridique d'un Etat.
Представлено обоснование новой образовательной технологии в области государственного и муниципального управления, основанной на методологии непосредственного наблюдения и описания местных управленческих практик студентами, систематически не подготовленными к научной деятельности (методология «наивного» наблюдателя). Использование такого подхода позволяет решать, по мнению авторов, одновременно две задачи: учебно-методическую и научную. Студенты ведут наблюдения и делают описания фактов российской провинциальной жизни без какой-либо интерпретации, что позволяет приобрести компетенции практического муниципального управления и получить картину социальной жизни, близкую к реальности и отличную от интер претационных схем социологов и журналистов, на основе которых власть обычно и принимает управленческие решения и разраба тывает проекты социальных преобразований.
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как системообразующий фактор профессионально-инновационной деятельности в современном социальном пространстве. На основе анализа философских основ психологии творчества теоретически строится концептуальная модель рефлексивности творчества, а также рассматриваются прецеденты его психолого-педагогического развития в среднем и высшем образовании при рефлексивно-психологическом обеспечении.