• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Лабиринт идентичностей как современный вариант лабиринта Юма: к истокам проблемы

С. 250-277.

В современных философских исследованиях проблема существования единого человеческого Я предстает как проблема возможности сочетания различных образов Я, каждый из которых представляет собой некий способ видения того или иного аспекта реальности, способ реагирования на ту или иную жизненную ситуацию. Принято считать, что нормальная идентичность представляет собой единство Я-образов, а кризис идентичности в современном обществе обусловлен «переизбытком» Я-образов, усложняющим задачу их связывания и упорядочивания. Далее мнения философов расходятся: одни утверждают, что изобилие Я-образов сметает всякую идентичность, другие – что задача их отбора и связывания воедино становится более сложной и интересной, а обретаемое в результате ее решения нормальное Я – более полным и многогранным. Но нормальна ли «нормальная идентичность»? Не является ли так понятая норма основанием кризиса идентичности? Что есть Я, призванное выбирать и объединять идентичности? Подборка идентичностей, которая определяется уже не Я, а иным (природой, социумом, культурой), и которая далее преобразуется под влиянием этих же факторов во все новые и новые подборки. Остается ли здесь место для устойчивого Я? Не является ли «лабиринт идентичностей» всего лишь закоулком более обширного – юмовского – лабиринта? Цель статьи – реконструировать этот лабиринт как общее проблемное поле целой философской традиции, понять его структуру и наметить план выхода.