?
Анализ практики привлечения частных операторов в коммунальный сектор
В статье анализируются прошедшие в муниципальных образованиях России конкурсы на право заключения договоров ГЧП. Проанализировав конкурсные документации исходя из сроков заключения договоров ГЧП, количества и качества выбранных критериев, авторы приходят к выводу о неээффективности проводимых в России конкурсов ГЧП. Прежде всего, по причине того, что срок соглашения, как правило не превышает 5 лет, используется один-два критерия, кроме того отсутствует один из самих важних критериев – цена (тариф). Отдельно авторы рассматривают наиболее популярные критерии, используемые в договорах ГЧП и дают свою оценку уместности их использования.
Далее авторы предлагают, что конкурсная документация на право заключения договора ГЧП должна содержать два вида критериев. Во-первых, это операционные технологические критерии, которые бы фиксировали обязательства арендатора/концессионера по улучшению показателей операционной деятельности и сроки достижения предполагаемых показателей операционной деятельности и во-вторых, экономические критерии, которые ограничивали бы финансовые потребности частных операторов для реализации принятых на себя обязательств.
В качестве экономического критерия, по мнению авторов, оптимальным может стать тарифный план инвестора, который при заданных в течение срока договора тарифов позволит достигнуть операционных технологических критериев. Однако для использования данного механизма необходимо ввести поправки в законодательство России. В этой связи в качестве экономического критерия авторы предлагают так называемые «расчетные тарифы», то есть индексы ежегодного увеличения тарифа, которые позволят инвесторам достичь технико-экономических показателей и модернизировать объекты коммунальной инфраструктуры.
В целом, предложения авторов относительно выбора критериев конкурса позволят повысить эффективность реализации проектов ГЧП как в России.