• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Модель выбора вузов абитуриентами приемной кампании в России

С. 422-430.

В Российской Федерации с 2009 года окончательно введена система приема в государственные ВУЗы про результатам Единого Государственного Экзамена. В 2010 году абитуриенты имели право подавать документы не более чем в 5 вузов. Для организации приема, с учетом возможности подачи заявлений в несколько вузов, организован механизм зачисления в две «волны». Этот механизм в общем случае не позволяет получить стабильное (в терминах теории обобщенных паросочетаний) распределение абитуриентов по вузам, и, кроме того, провоцирует манипуляции предпочтениями.

Данная работа посвящена разработке математической модели приемной кампании в российских государственных вузах. Целью моделирования является анализ распределения студентов, получаемого в результате применения существующей процедуры зачисления по вузам.

При моделировании сделано предположение о том, что все вузы и все абитуриенты разделены на некоторое количество категорий, в зависимости от их "качества", причем деление на категории известно всем участникам взаимодействия. При подаче документов абитуриент ориентируется на качество вуза и ожидаемую вероятность поступления в  этот вуз. В данной модели абитуриент не наблюдает ситуацию с набором в текущем году, и лишь имеет априорные представления о качестве вузов и вероятности поступления. Все ВУЗы имеют одинаковые предпочтения на множестве абитуриентов; таким образом, моделируется ситуация подачи заявлений на одну группу специальностей. Вузы не имеют возможностей манипулировать предпочтениями или влиять на реализацию механизма.

При предположении о квадратичных функциях полезности абитуриента и экспоненциальном падении ожидаемой вероятности поступления при росте качества вуза оказывается, что абитуриент будет всегда подавать документ в вуз, поступление в который он считает гарантированным (качество такого вуза считаем соответствующим качеству абитуриента), а также, в зависимости от параметров модели, в один или два вуза качеством выше на три ступени, от одного до трех вузов качеством выше на две "ступени" и один вуз на одну ступень выше.

В работе проанализирована ситуация, когда абитуриенты равномерно распределены по категориям (одинаковое число абитуриентов на каждой уровне качества). В результате оказывается, что при существующей системе приема сильно пострадают вузы уровня "выше среднего": они недоберут студентов, т.к. более сильные абитуриенты уйдут в сильные вузы, а более слабые будут лишены возможности перейти на освободившиеся места из-за ограниченного количества «волн» в механизме.

Также проанализирована ситуация, когда абитуриенты осведомлены о своем уровне хуже, чем ВУЗы. В этом случае более слабые (в общем рейтинге)  абитуриенты могут получить места в более сильных вузах, чем относительно более сильные.

Таким образом, результаты исследования показывают, что ВУЗы заинтересованы в нарушении правил проведения зачисления, что и происходит на практике: сильные вузы включают в списки рекомендованных к зачислению большее число абитуриентов, чем ВУЗ готов принять, средние вузы ставят препятствия для возврата документов после первой волны зачисления.

Перспективой данного исследования является анализ механизма зачисления с учетом возможностей абитуриентов наблюдать за ходом зачисления. Также планируется проанализировать возможные изменения механизма – изменение числа вузов, в которые разрешено подавать заявления, изменение числа волн и т.п.