• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Философская мысль средневековья и эпохи возрождения

С. 37-62.
Корень В. Л.

Средневековая европейская философия – это преимущественно религиозная философия, для которой существуют догмы, понятия или «истины», не подвергаемые сомнению. Если античная философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, то философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям в Европе Средних веков и на Ближнем Востоке принадлежали иудаизм, христианство и ислам. Именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии во II – XIV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, признавалась не природа, а Бог.

В совсем другом ракурсе выступает философия эпохи Возрождения XV – XVI вв. Несмотря на то, что Ренессанс осознавал себя возрождением античной культуры, он возник как итог развития средневековой культуры, которая противопоставляла себя «варварской» античности. В основе культуры Возрождения лежали зарождавшиеся капиталистические отношения. Она характеризовалась значительным подъемом в области искусства, философии и науки, движением к освобождению от господства религии и церкви в основных сферах общественной жизни. Философия в тот период приобрела ярко выраженный антропоцентрический характер. Человек не  только становился важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

В книге

Философская мысль средневековья и эпохи возрождения
М.: Издательство Военного университета, 2011.