• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Миллениалы и их родители: сравнение субъективных социальных статусов

С. 122-153.
Колегова И. Е., Рощина Я. М.

Данная работа преследует цель сравнить субъективные оценки социального статуса поколения миллениалов и их родителей – представителей реформенного поколения, – опираясь на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE)». В исследовании в группу миллениалов были включены респонденты в возрасте от 18 до 35 лет, хотя бы один раз принимавшие участие в опросе RLMS‑HSE в 2016–2018 гг.; группу родителей составили респонденты, в том же возрасте участвовавшие в опросе в 1994–1996 гг. Субъективный социальный статус определялся на основании того, как респонденты оценивали свое положение по шкалам материального благосостояния, доступа к власти и уважения. Полученные результаты показали, что поколение миллениалов в целом выше оценивает свое положение по всем трем шкалам по сравнению с представителями реформенного поколения. Тем не менее респонденты из обеих групп чаще всего помещают себя на средние (3–5) ступени шкалы материального благосостояния и средневысокие (5–7) ступени шкалы уважения. Наибольший разрыв наблюдается в случае субъективных оценок по шкале доступа к власти: 61,4% представителей реформенного поколения помещают себя на низшие (1–3) ступени, в то время как 64,3% миллениалов помещают себя на средние (3–5) ступени шкалы. Как показал корреляционный и регрессионный анализ, за исключением оценок по шкале уважения между субъективными социальными статусами родителей реформенного поколения и детей‑миллениалов в одном и том же возрасте не существует значимой связи. Субъективная оценка родителями своего социального статуса не оказывает влияния на субъективный социальный статус детей. Исключением является влияние высоких оценок по шкале доступа к власти у отцов реформенного поколения на высокие оценки детей‑миллениалов по той же шкале. К сожалению, из‑за смещения выборки родителей и детей в сторону населения, проживающего в менее развитых регионах, пгт и селах, с более низким уровнем образования и территориальной мобильности, полученные результаты нельзя распространять не всю генеральную совокупность, однако они представляют интерес как экспериментальный кейс.

В книге

Под редакцией: П. М. Козырева Вып. 11. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.