• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Конституционно-правовые вызовы роботизации экономики

С. 459-467.

Рассматриваются вызовы, которые роботизация производства товаров, работ и услуг создает для общества, в контексте возможного конституционно-правового реагирования на эти вызовы. В качестве основного вызова рассматривается появление целого класса людей, никогда и нигде не работавших или когда-то работавших, но фактически пожизненно лишившихся этой возможности; с другой стороны, будет более явно выражена элита, которая будет считать себя вправе – раз обеспечивает общественное производство – принимать решение за массы.  Отсюда риск попыток установления новых недемократических  форм управления или «приватизации»  существующих форм управления. В качестве правовых, в том числе конституционно-правовых мер,   реагирования на вызовы рассматриваются:  стимулирование выполнения публичных и других  общественно-полезных функций; направление существенной части  полученного от увеличения налогообложения роботизированной экономики объема публичных финансов на развитие образования; установление дополнительных гарантий равного доступа к образованию по способностям, а не по происхождению;  закрепление на конституционном уровне  конкурсного характера приема на работу; запрет пропаганды  неравенства между людьми, участвующими и не участвующими в общественном производстве; сохранение «разделения властей» по вертикали (включая местное самоуправление); бережное отношение к традиционному парламентаризму  с повышением значения качественного и при том обязательно независимого от исполнительной власти экспертного  обеспечение парламентской деятельности; увеличение независимости   судебной  власти и расширение  предмета конституционного контроля на широкий спектр подзаконного регулирования; взвешенное регулирование создания и обслуживания  бизнесом по заказу государства технологических платформ для выполнения любых публичных функций.