• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Natura & Cultura: два вектора развития человека

С. 82-98.
Орлов А. Б., Орлова Н. А.

Натура и культура рассматриваются в статье как два вектора развития
человека, поддерживаемые двумя психическими «полюсами» – соцальным
имаго, ответственным за социализацию, и сущностью, ответственной за ау-
тентификацию. В контакте с этими «полюсами» аутентичный центр инициа-
тивы человека генерирует процессы персонализации / индивидуализации
и персонификации / индивидуации, формируя индивидуальность и инди-
видность, соответственно. В рамках этой теоретической схемы соотносятся
и в определенной степени интегрируются обычно противопоставляемые
психологические теории и исследовательские традиции. Традиционно, оте-
чественная академическая (теоретическая) психология рассматривала лишь
половину данной схемы (социализация – индивидуализация) как единствен-
но существующую. Однако современная отечественная психология суще-
ствует теперь также в качестве практической психологии и, в частности, в
качестве психотерапии. В качестве такой психологической практики ей при-
ходится иметь дело с разнообразием сложнейших психических феноменов
индивидуальной жизни, которые не укладываются в академические миро-
воззренческие схемы и от которых она не может абстрагироваться. Но имен-
но в рамках мировой психотерапии сложилось понимание, что чрезмерный
акцент на «других», на «социуме» является не столько единственно возмож-
ным путем развития человека, сколько путем его невротизации. В качестве
теоретических обоснований рассматриваемых двух векторов развития че-
ловека (натуры и культуры) в статье представлены человекоцентрирован-
ный (натурно-аисторический) подход К. Роджерса и культурно-историческая
концепция Л. Выготского. Сама схема конкретизирована культурологиче-
ским и психолого-психотерапевтическим материалом. Два вектора развития
могут быть представлены различными речевыми стилями, уровнями само-
принятия, типами самоотношения и самовыражения. Конкретная эмпириче-
ская личность является, как правило, результатом одновременного развития
человека в соответствии с двумя данными векторами, представляет собой
совокупность индивидных и индивидуальных характеристик. Осознание
данного факта может послужить основанием для самоисследования и лич-
ного выбора траектории дальнейшего развития либо как осознанной персо-
нализации, либо как осознанной персонификации.

































В книге

Natura & Cultura: два вектора развития человека
Под науч. редакцией: А. Б. Орлов, В. В. Колпачников, В. Ю. Меновщиков Т. 2. М.: Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт), 2020.